ВСМ между Петербургом и Москвой проложат мимо аэропортов, что некоторые эксперты считают большим упущением. Но это может быть выгодно аэродрому Кречевицы под Новгородом.
О том, что так называемый "новгородский" вариант прохождения высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт–Петербург с подходом к Великому Новгороду выбран как основной, стало известно в декабре после заседания научно–технического совета РЖД. Точной трассировки пока нет, так как проектирование началось только в 2020 году, но понятно, что аэропорты Пулково и Шереметьево окажутся в стороне.
Транспортный инженер Иван Вергазов в своём телеграм–канале "Сказочный проектировщик" пишет, что прохождение трассы через аэропорты удлинило бы маршрут всего на 3–4% (20–25 км) и увеличило время в пути на 25 минут, зато дало бы огромный (до 40%) мультимодальный эффект. Это как минимум позволило бы перетянуть пассажиров с самолётов на поезда и сгенерировало новый "спровоцированный" пассажиропоток как для авиа–, так и для ж.–д. транспорта за счёт быстрой пересадки между ними.
Центр экономики инфраструктуры, который моделировал пассажиропотоки, рассматривал заход ВСМ в Шереметьево. Несмотря на то что этот вариант давал дополнительные 8 млн пассажиров в год, от него отказались в пользу более простого и быстрого в реализации. Заход ВСМ в Пулково, похоже, не рассматривался. В компании "Воздушные ворота Северной столицы" (оператор Пулково) не прокомментировали проект. В пресс–службе ОАО "РЖД" вопрос касательно аэропортов также оставили без комментариев, отметив, что "в ходе проектирования будут выбраны оптимальные решения по выбору трассы". К слову, к Великому Новгороду трассу приблизили ради почти 1 млн пассажиров в год, что удлинило её на 21 км.
Удачно зайдёт
Вероятно, по счастливой случайности ещё ближе к ВСМ окажется территория бывшего военного аэродрома Кречевицы под Великим Новгородом, который перешёл в собственность Новгородской области в июне 2014 года. Самое ценное из оставшегося хозяйства военных, пребывающего в запустении, — взлётная полоса.
Точных данных о трассировке железной дороги по Новгородской области нет, но "предварительно для удобства пассажиров рассматривалась возможность расположения ВСМ с удалённостью от микрорайона Кречевицы порядка 5–10 км", — прокомментировали "ДП" в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.
В пресс–службе ОАО "РЖД" отметили, что размещение станции ВСМ вблизи Великого Новгорода будет определено с учётом перспектив развития аэропорта Кречевицы.
Благодаря ВСМ Кречевицы окажутся на расстоянии полутора часов от центров обоих крупнейших городов страны, чем нужно пользоваться и делать на его базе хаб для лоукостеров, считает Вергазов. "На стадии проектирования всё реально, нужна только чёткая постановка задачи проектировщикам. Например, сделать общий вокзал, чтобы как во Внуково или Франкфурте–на–Майне: с платформы один эскалатор — и вы возле стоек регистрации. Чтобы это сделать, нужен и инвестор, и поддержка государства", — говорит эксперт.
В 2015 году Кречевицы уже планировали сделать авиатранспортным терминалом, который сможет обслуживать лоукостеры, но ничего не получилось. Тем не менее в регионе не отказываются от развития лоукостеров. Пока же проект по реконструкции аэродрома Кречевицы и строительству аэропорта в Великом Новгороде включён в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Разработана предпроектная документация по реконструкции, а для начала её реализации ведётся работа по передаче аэродромной инфраструктуры Кречевиц в федеральную собственность. Ранее заявлялось, что улететь на самолёте из Кречевиц можно будет в 2025 году.
Новый хаб
Для небольших авиакомпаний Кречевицы могут быть интересны низкими аэропортовыми сборами, в отличие от Пулково и Шереметьево. Так что жителям Петербурга и Москвы будет куда интереснее летать в Европу именно отсюда, в чём ВСМ им только поможет, отмечает Вергазов. В частности, тарифное меню может содержать скидки для пассажиров с авиабилетами. Также Кречевицы могут быть интересны с точки зрения развития региональной авиации.
Прохождение ВСМ рядом с аэродромом в Новгороде действительно может сыграть роль в возникновении нового хаба, считает директор по развитию ООО "Дорнадзор" Пётр Атаев. "Авиасообщение, как и всё в нашей стране, предельно централизованно. Сложно рассчитывать на значительный платёжеспособный спрос именно из Новгорода, но интересно, если у Пулково наконец появится запасной аэродром в 2 раза ближе, чем Петрозаводск", — говорит Атаев. При этом отдельные станции ВСМ возле Пулково и Шереметьево, по его мнению, существенного спроса не добавят — транзитным пассажирам проще продолжить путь на самолете, тем более Шереметьево — только один из четырёх московских аэропортов.
Через открытое небо
"Удобные стыковки, которые можно было бы обеспечить трассировкой ВСМ через два аэропорта, в среднесрочной перспективе дали бы дополнительный пассажиропоток и авиаперевозчикам, и железнодорожному оператору", — считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, отмечая, что в краткосрочной перспективе авиакомпании потеряют часть пассажиров.
Миллиардные инвестиции в Кречевицы эксперт считает рискованными. "На фоне того, что в Пулково нет дефицита слотов и терминальных ёмкостей, реализован льготный режим для зарубежных лоукостеров, куда полетят авиакомпании в ближайшие годы? Понятно, что в Пулково. Возможно, когда через 4 года этот режим закончится и если у инвестора получится реализовать такой же режим в Кречевицах, новгородский аэропорт может стать привлекательным. Но “открытое небо” в Пулково могут и продлить, чтобы дать аэропорту возможность наверстать потери от коронакризиса. Что делать инвесторам с Кречевицами в таком случае?" — рассуждает Пантелеев.
Иван Вергазов же считает, что многие потенциальные поездки не планируются из–за отсутствия удобных транспортных коммуникаций. Поэтому появление любого крупного мультимодального узла создаёт огромный спровоцированный спрос. "В случае с Кречевицами, в отличие от мировых примеров, где ВСМ строили уже к существующим аэропортам в условиях плотной застройки, есть минимум мешающей застройки и возможность сделать мощный хаб с нуля — ею нужно пользоваться обязательно. Даже если аэропорт в итоге не появится или появится позже, мы создаём возможность. Если мы её не создадим, этого не будет никогда со стопроцентной вероятностью", — говорит транспортный инженер.