Тактика "Изборского страуса": как псковский бизнес пережил 2020 год

Автор фото: Коллаж: Владимир Смирнов/ТАСС

Проект "Итожа двадцатый" продолжает подводить итоги 2020 года в регионах Северо-Западного округа. О том, каким этот год стал для экономики и бизнеса Псковской области — в материале DP.RU.

К концу 2020 года Псковская область заняла шестое место в СЗФО по темпам роста заболеваемости коронавирусом. А по среднесуточному количеству заболевших (50 на 100 тыс. населения) вышла на второе место в России после Санкт-Петербурга. При этом губернатор Псковской области Михаил Ведерниковпосулил псковичам во время новогодних праздников огромный наплыв туристов. По его расчётам, в эти дни в регионе станет на треть больше народу, чем обычно, — в основном за счёт жителей Петербурга и Ленинградской области.
И действительно, накануне Нового года в гостиницах Пскова, а также в загородных отелях вокруг него почти не осталось свободных мест. Казалось бы, это должно обрадовать не только псковских отельеров, но и весь региональный турбизнес в целом, включая инфраструктуру общепита.

Едут!

Однако введённые в регионе в связи с пандемией коронавируса ограничения задали представителям индустрии гостеприимства непростую задачку. Ведь на экскурсию в музей они в новогодние праздники могут привести одновременно не более 5 человек, а экскурсию на открытом воздухе им разрешено проводить только для групп до 10 человек. К тому же псковским кафе и ресторанам запрещено работать после 23:00, а в новогоднюю ночь и 6–7 января велено закрыться ещё раньше — в 21:00.
Напрасно региональный Общественный совет по туризму и областной Союз туриндустрии, а также владельцы десяти крупнейших в Пскове заведений общественного питания забрасывали губернатора коллективными письмами, пытаясь убедить его, что в таких условиях они делать свой бизнес не в состоянии. Тем более, что с 21 декабря губернатор вдобавок запретил в Псковской области проведение новогодних корпоративов не только в организациях общественного питания, но и в любых других общественных местах, включая рабочие.
На фоне таких ужесточений главный псковский ресторатор, генеральный директор группы компаний "Ресторанный партнёр" (теперь уже несуществующей) Андрей Филатов заявил, что пандемия уничтожила эту бизнес-структуру, так как в 2020 году ему пришлось закрыть четыре проекта. Андрей Филатов также публично возмутился тем, что псковская власть не идёт на диалог с бизнесом и не советуется с предпринимателями, когда вводит для них ограничения.
Однако по оценке государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, за 9 месяцев 2020 года сектор общественного питания в регионе по сравнению с 2019 годом "просел" всего на 7%.
Псковские туроператоры, в отличие от рестораторов, подводя итоги года, тоже бодрятся. Например, президент Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада Гелена Самохвалова сказала журналистам, что в 2020 году эта общественная организация не только не поредела, но даже пополнила количество своих членов.
Бурное развитие внутреннего туризма летом 2020 года и в самом деле помогло большинству псковских туроператоров поправить свои дела и сохранить персонал для того, чтобы сделать выданный государством кредит на погашение части заработной платы невозвратным.
Но вторая волна пандемии и сопутствующие ей региональные ограничения оставляют псковскому турбизнесу не так уж много шансов как следует заработать во время новогодних праздников. Тем более, что игроков на этом поле стало больше, о чём свидетельствует и президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов.
По его оценке, за минувший год региональный туристический бизнес потерял половину, если не три четверти своей обычной прибыли, и отельеры, конечно же, оказались в числе самых пострадавших представителей индустрии гостеприимства, поскольку гостиницы в отличие от предприятий общепита во время локдауна не могли организовать ни доставку, ни самовывоз своих услуг.

Хорошо иметь домик в деревне

При этом многие эксперты отметили в 2020 году рост цен на псковскую недвижимость, но не в столицах региона (Пскове и Великих Луках), а на периферии.
Уже весной и в начале лета в Псковской области подскочили цены на аренду дач, а ближе к осени беглецы от пандемии из Москвы и Санкт-Петербурга всё чаще стали присматривать себе в псковской глубинке постоянное жильё. В большинстве случаев для того, чтобы переселить туда своих родственников из категории 65+.
Однако в регионе, который находится в такой соблазнительной близости одновременно и к Евросоюзу, и к двум российским столицам, а также граничит сразу с тремя государствами, оказалось не так много мест, где можно наслаждаться и природой, и социальной дистанцией, и благами современной цивилизации.
Из-за неразвитой инфраструктуры недвижимость во многих самых живописных и богатых памятниками старины местах Псковской области остаётся невостребованной: большинство мелких населённых пунктов до сих пор не газифицированы и не обеспечены интернетом, а на много километров вокруг них не осталось ни больниц, ни поликлиник.
"Какое уж тут развитие рынка недвижимости на селе, если во всём Псковском районе нет ни одной аптеки, и жителями этого муниципального образования приходится ездить за лекарствами в Псков, что в условиях пандемии стало фактором, который уменьшает инвестиционную привлекательность этой территории", — говорит президент Торгово-промышленной палаты Псковской области Владимир Зубов.
По его словам, во время локдауна и всевозможных ограничений второй волны пандемии в прибыли оказались не только продуктовые торговые сети, но и фермерские хозяйства, которые сумели наладить подвоз своих продуктов до потребителя. Тем более, когда самый платёжеспособный потребитель стал вынужденно перебираться из столиц поближе к производителю сельхозпродукции, пользуясь преимуществами удалённой работы.
По наблюдениям Владимира Зубова, столичные беженцы от пандемии вдобавок перетащили за собой в псковскую глубинку сетевые проекты по ЗОЖ, интернет-магазины экологически чистых продуктов и прочие элементы привычной им и соответствующей их уровню жизни инфраструктуры, что всё-таки поспособствовало оживлению деревенского предпринимательства.

1:0 в пользу холодильника

А вот потребкооперации понадобились дополнительные меры поддержки на региональном уровне, потому что её автолавки оказались не готовы к потрясениям 2020 года. Псковское областное Собрание депутатов осенью вынуждено было установить для организаций потребительской кооперации и хозяйственных потребительских обществ пониженную ставку единого налога на вменённый доход (ЕНВД), чтобы за время перехода с одной налоговой системы на другую они смогли провести автоматизацию своих 200 сельских магазинов и 60 автолавок.
При этом сельское хозяйство Псковской области в 2020 году показало значительный прирост по производству скота и птицы на убой — на 8,1%. Производство молока в регионе также увеличилось, хоть и не намного (на 0,3%), благодаря чему цены на молоко росли в Псковской области в уходящем году медленнее, чем в среднем по стране.
Кроме того, сельхозпроизводители Псковской области в 2020 году впервые за всю её историю начали реализовывать зерно на экспорт и отгрузили за пределы региона 10 тыс.тонн продовольственной пшеницы.
Однако производство яиц в Псковской области сократилось за 2020 год на 1,8%. Уменьшилось в регионе и производство сыра, а также сырных продуктов, из-за чего во всероссийском рейтинге сыроделов Псковская область опустилась по сравнению с прошлым годом на два пункта — на 15-ю строчку.
В целом же промышленное производство в Псковской области по состоянию на ноябрь уменьшилось на 9%, если сравнивать с ноябрём 2019 года, а просроченная задолженность по зарплате на 1 декабря в связи с приостановкой производства составила 34,4 млн рублей.
Одновременно выросли цены на услуги — в среднем на 2,7%. Больше всего на услуги правового характера — на 8,9% и на санаторно-оздоровительные — на 8,2%. Кроме того, на 7,8% увеличились цены на перевозку грузов автомобильным транспортом и на 5,7% — на услуги беспроводной связи. Интересно также, что в Псковской области в 2020 году на 15,5% подорожал ремонт холодильников.
Как и везде, псковичи в 2020 году больше всего денег тратили в сетевых продуктовых супермаркетах и аптеках. По данным банковских аналитиков, в Псковской области в уходящем году также в 7,2 раза увеличилось количество покупок в онлайн-магазинах одежды. Кроме того, псковичи в четыре раза чаще стали приобретать в интернете спорттовары, товары для дома и косметику.
Хотя по данным Торгово-промышленной палаты Псковской области, покупательная способность и без того небогатого населения региона (напомним, что Псковская область занимает в России 82-е место по уровню зарплат) снизилась в 2020 году до такой степени, что даже владельцы псковских секонд-хендов жалуются на резкое падение своих доходов.

Социальная ответственность как фактор риска

Что касается псковской лёгкой промышленности, то весной она, как оказалось, слишком рьяно откликнулась на общественные нужды, когда перепрофилировалась на производство средств защиты от коронавируса, и от этого понесла дополнительные убытки.
В частности, псковская швейная фабрика "Славянка" по договорённости с областными властями чуть ли не с первых дней локдауна наладила у себя производство защитных масок по 50 тыс. штук в день, а распродать их все так до сих пор и не смогла.
Ведь договорённость эта была устной, объясняет президент Торгово-промышленной палаты, и областные власти очень быстро нашли для региона других поставщиков защитных масок — подешевле.
Хорошо, что старейшее в Псковской области предприятие быстро справилось с этой неприятностью и получило крупный заказ от бренда "Зара", зарекшись впредь проявлять отзывчивость, веря чиновникам на слово.

Коронавирус "дал пинка"

А для кого-то из представителей псковского бизнеса пандемия стала той ракетой-носителем "Протон", которая вывела их на мировые рынки.
"Они, может быть, так бы до сих пор и довольствовались продажами офлайн, но коронавирус дал им пинка и заставил поскорее запустить онлайн-торговлю. И вот результат: в октябре мы отправили в Германию несколько машин с продукцией двух псковских предприятий — торгового дома "Форест" и компании "Красный город". Это бренды "Псковские цукаты" и "Клюква в сахаре". А ещё раньше туда поехали фуры со "Столбушинским продуктом". Просто так совпало, что к началу ограничительных мероприятий у "Столбушинского продукта" уже были готовы и экспортный вариант упаковок, и все сертификаты, а буквально за несколько дней до европейского локдауна наши промоутеры провели в супермаркетах Германии дегустации. Ковид заставил нас ускориться — и псковские товары появились на немецких полках", — рассказывает руководитель "Центра поддержки экспорта Псковской области" Светлана Ярлыковская.
По её словам, от пандемии выиграли те псковские фирмы, которые давно готовили себе в интернете подушку безопасности и сумели быстро перевести торговлю своей продукцией в онлайн. Весной "Центр поддержки экспорта Псковской области" помог им поскорее разместиться на "Озоне" и Wildberries — и теперь, например, у производителей косметики под брендом "Изборский страус" спрос уже в десять раз превышает предложение, утверждает Светлана.
В настоящее время специалисты Центра занимаются тем, что помогают самым продвинутым и нацеленным на международный экспорт псковским производителям регистрироваться на Amazon. Кроме уже перечисленных фирм, к торговле на "Амазоне" приступили псковские бренды IRON BARBER (это фирма про изготовлению крафтовой мужской косметики), "ВодаКом" (бутилированная вода) и "Велторф" (великолукская компания по производству торфяных грунтов и топлива — продукции, которая в условиях пандемии стала пользоваться у европейских домовладельцев повышенным спросом).
"Благодаря чему тот же "Велторф", у которого в апреле, мае и июне, несмотря на открытие дачного сезона, был провал по продажам, в ноябре–декабре перевыполнил план на 150% и готов скупать сырьё у конкурентов — лишь бы не потерять новых заказчиков по всей Европе", — говорит Светлана Ярлыковская.

Соломки не подстелили

"Я согласен, что выигрывают те предприниматели, которые живут в интернете, черпают оттуда информацию и давно были готовы к работе в режиме онлайн. Но как быть бизнесу в глубинке, где интернет-покрытие оставляет желать лучшего и нет устойчивого сигнала? — спорит псковский бизнес-омбудсмен Аркадий Мурылёв. — Многие деревенские предприниматели, может, и хотели бы торговать своей продукцией онлайн, но им надо залезать на дерево, чтобы поймать интернет. Другое дело, когда люди привыкли работать по старинке и ничего не хотят менять, а только требуют себе преференций, как некоторые сельские магазины, которые жалуются, что федеральные торговые сети переманили у них всех покупателей. У меня на этот случай есть пример: торговая сеть "Хороший", которую на юге нашей области вот уже несколько лет развивает молодой индивидуальный предприниматель Николай Николаевич Бугаев. Это тот самый ИП, который несколько лет назад вошёл в десятку индивидуальных предпринимателей России, чей оборот за год превысил один миллиард. Ему почему-то ни федеральные торговые сети, ни коронавирус не мешают".
Тем не менее, по состоянию на 1 декабря 2020 года по сравнению с 1 декабря 2019-го количество зарегистрированных в Псковской области субъектов малого и среднего предпринимательства уменьшилось почти на тысячу, и их число и дальше будет сокращаться, убеждён Аркадий Мурылёв. Не только из-за пандемии, а ещё и потому, что в следующем году им придётся переходить с ЕНВД на упрощённую и патентную системы налогообложения. Ведь предварительные расчёты показывают, что при переходе с ЕНВД на УСН у многих предпринимателей налог увеличится в несколько раз.
А региональные власти пока снизили ставки по "упрощёнке" только для потребкооперации, тогда как половина субъектов Российской Федерации, подчёркивает псковский бизнес-омбудсмен, уже позаботились о том, чтобы предстоящий переход с одной формы налогообложения на другую в условиях пандемии стал для малого и среднего бизнеса максимально безболезненным, и ввели на время переходного периода льготную ставку ЕНВД.
"Сельские магазины просто предъявили властям ультиматум: "Снижайте налог, иначе мы закрываемся". А насчёт снижения ставки для остальных субъектов МСП региональные власти считают, что можно не торопиться. Хотя по моим прогнозам в январе для многих псковских предпринимателей такая мера поддержки может оказаться уже запоздалой", — считает Аркадий Мурылёв.

Только дустом

"Русского человека, как известно, если только дустом, а всё остальное он переживёт", — невесело шутит директор гостиничного комплекса "Изборск" Елена Сизинцева.
По её словам, худшие опасения псковских отельеров, к счастью, не оправдались, но при этом за год её гостиничный комплекс потерял уже около 30% прибыли, а самое печальное, что кадры. За время локдауна люди уходили в новые "магниты" и "пятёрочки", и вернуть их теперь обратно в такой трудоёмкий гостиничный бизнес невозможно.
"Тем не менее, 2020-й мы пережили... Хотя нет! Об этом говорить ещё рано, — говорит директор "Изборска". — Вот если мы и Новый год одолеем — тогда да. Потому что к нам в регион на новогодние праздники приедут и гости, и ковид. И нам надо будет ещё как-то исхитриться доставить людям удовольствие, но при этом неукоснительно соблюсти все требования Роспотребнадзора и указы губернатора. А это такое высокое искусство, что я пока, пожалуй, повременю с итогами года".