Впору больших настроений и в эпоху перемен апелляция к прошлому становится сверхмодной и чрезвычайно востребованной. Причём чем прошлое дальше, тем лучше. В пору перестройки и первоначального накопления капитала всякая, даже самая мелкая фирмочка старалась втиснуть к себе на вывеску заветное est. 1899 или что–то подобное, намекая на старинное — дореволюционное — происхождение если не самой компании, то как минимум династии владельца.
Демонстрировать же советские корни стеснялись. Не устояло перед искушением и руководство Сбербанка, заявив о своей давней истории — с ноября 1841–го, выведя биографию кредитно–финансового учреждения аж от николаевских Государственных сберегательных касс. Между тем, кроме слова "сберегательный", ничего общего между ними попросту нет. И день рождения банк, если уж относиться к истории бережно, а не как обычно, должен отмечать 1 февраля. Потому что именно в этот день в 1923 году открылась в Петрограде первая в СССР трудовая сберегательная касса, положившая начало без малого столетней истории "Сбера".
На новый манер
Взявшись разрушать мир насилья, руководители молодой Советской России несколько увлеклись. Под горячую руку "красногвардейской атаки на капитал" попало немало полезных и даже жизненно необходимых функций государства. В ходе реализации принятого в 1919–м курса на свёртывание товарно–денежных отношений были упразднены и банковские структуры различного уровня. Начался экономический хаос, преодолеть который удалось только через несколько лет.
Пришлось, как говорится, сдать назад — восстановить Госбанк, выпустить нормальные деньги, а не "учётные единицы", да и вообще объявить о переходе к "новой экономической политике". Были восстановлены и сберегательные кассы. Только на новый манер.
Первая открылась 1 февраля 1923 года на набережной Фонтанки, 76, — там, где прежде находилось Управление Государственных сберегательных касс. Это было более чем разумно: здание обладало всей необходимой инфраструктурой. Первым вкладчиком стал рабочий завода "Электросила", положивший на счёт часть своей премии за перевыполнение производственного плана.
Одной из главных задач стало формирование практически с нуля финансовой грамотности граждан. Необходимо было научить их обращению с деньгами, привычке к накоплению средств. Поэтому сберкассы, учреждённые постановлением Совнаркома от 26 декабря 1922 года, не только оказывали услуги по обеспечению денежных переводов, хранению накоплений и средств касс взаимопомощи, выплате заработной платы и так далее. Они ещё и просвещали.
Проводились так называемые "двухнедельники сбережений", на протяжении которых граждан различными способами стимулировали передавать накопленные средства в банк. А для тех, кому само понятие банка было внове, специально выпустили металлические копилки–бочонки, украшенные государственной символикой и накрепко запаянные. Открыть их могли только в сберкассе, так что каждая брошенная в кубышку монетка, отложенная с зарплаты, сохранялась, к радости или досаде владельца, до конца.
Таким образом граждан Советской России приучали к самой мысли о том, что деньги можно откладывать на будущее, а не спускать в день получки.
На доверии
И вся деятельность эта оказалась не напрасной. За считаные годы население страны овладело первичной финансовой грамотностью, разобралось со свойственной ему смекалкой, что к чему, и стало активно пользоваться всеми сервисами, предоставляемыми трудовыми сберегательными кассами.
Мощная получилась структура, дававшая государству право распоряжаться колоссальными средствами, накопленными населением. И пользовавшаяся, что характерно, невероятным доверием граждан.
Ещё бы! Даже в самые тёмные и сложные годы система сберкасс ухитрялась сохранять тайну вкладов как основной принцип взаимоотношений с клиентами. Сберкнижка была документом едва ли не священным, символом железной гарантии благополучного будущего. Хорошим тоном считалось в качестве подарка, скажем, на свадьбу или к совершеннолетию ребёнка положить на книжку определённую сумму, понимая, что через несколько лет там ещё и проценты накопятся.
Система сберегательных касс, подчиняясь напрямую Госбанку, просуществовала благополучно до 1987 года, когда была преобразована в Сбербанк СССР. К этому времени на счетах хранилось порядка 360 миллиардов рублей, принадлежавших гражданам Советского Союза. Для понимания масштаба: 250 рублей заработной платы в месяц были на ту пору по покупательной способности примерно эквивалентны нынешним 70 тысячам. Как ни печально, все эти вклады растворились в инфляции и перестроечных экономических реформах. Вспоминать об этом в Сбербанке не любят, поэтому предпочитают выводить родословную не из советских времен, когда банковский фонд формировался из трудовых доходов населения, а из эпохи Николая I.
С точки зрения маркетинга так действительно проще.