"Киров–Энергомаш" (КЭМ) проиграл в суде Балтийскому заводу в попытке взыскать 1,08 млрд рублей за модернизацию испытательного стенда.
С иском в Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области КЭМ обратился в апреле 2020 года. Решение принято 5 февраля 2021–го. "В иске отказать полностью", — говорится в информации на сайте суда. Мотивировочная часть определения пока не опубликована.
В основе заявления — контракт на производство головной паротурбинной установки (ПТУ) для флагманского ледокола серии "Арктика" (проект 22220). Договор в 2013 году заключили ЗАО "Завод “Киров-Энергомаш”" ("дочка" Кировского завода) и Балтийский завод (входит в Объединённую судостроительную корпорацию). Третьим лицом к делу привлечён проектировщик серии ледоколов проекта — АО "ЦКБ “Айсберг”".
В пресс–службе ПАО "Кировский завод" пока не готовы прогнозировать, будет ли КЭМ подавать апелляцию. Ранее там рассказывали, что испытание ПТУ, как планировалось изначально, пройдёт на Украине, на стенде АО "Турбоатом". Однако это стало невозможным из–за осложнения отношений между странами, и заказчик обратился к КЭМ с просьбой модернизировать собственный испытательный стенд.
"К сожалению, договорённости не были зафиксированы юридически, и в дальнейшем мы не нашли со стороны заказчика поддержки в этом вопросе. В итоге затраты на модернизацию стенда полностью легли на наше предприятие", — уточняли в компании.
Истец обосновывал требование о взыскании договором на опытно–конструкторские работы, заключённым между сторонами.
Ответчик был не согласен с этой позицией. Как пояснили "ДП" в пресс–службе Балтийского завода, испытание на стенде входило в цену контракта и было оплачено и ни о каких испытаниях в Харькове ни в контракте, ни в технико–коммерческом предложении КЭМ на заключение контракта речи не шло. Кроме того, стенд завода восстановили в том числе за счёт средств Фонда поддержки промышленности Минпромторга (500 млн рублей).
Это была мера, необходимая для возобновления турбиностроительного бизнеса КЭМ для контрактов не только по строительству ледоколов, но и по исполнению гособоронзаказа. "Поэтому считаем предъявленный КЭМ иск необоснованной попыткой переложить затраты на организацию собственного бизнеса на плечи АО “Балтийский завод”, благодаря заказам которого было возобновлено турбиностроение КЭМ", — отмечали в компании.
Это не единственный спор, сопровождающий исполнение контрактов между сторонами. Ранее Балтийский завод и сам пытался взыскать солидарно с КЭМ, Кировского завода и Петербургского тракторного завода 197,7 млн рублей неустойки за просрочку поставки ПТУ для ледокола "Урал". По оценке истца, эта сумма накопилась в период с апреля 2018–го по февраль 2019–го.
В качестве третьих лиц по делу привлечён заказчик ледоколов — "Атомфлот", а также ОСК. Представитель ответчиков в суде ссылался на то, что в техническую документацию вносили изменения, а также при стендовых испытаниях была выявлена неисправность одного из поставленных генераторов. Всё это повлияло на сроки исполнения контрактов. Проиграв в двух первых инстанциях, Балтийский завод добился отмены решения в кассации. Сейчас дело направлено на новое рассмотрение. Решение по нему ещё не вынесено.
Проект 22220 предназначен для обслуживания Севморпути и экспедиций в Арктику. Серия состоит из пяти кораблей (один головной и четыре серийных). Строительство ведётся на верфях Балтийского завода. Планируется, что атомоходы "Арктика", "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка" станут самыми мощными атомными ледоколами в мире.