Прошлый год наглядно показал, что даже в самом успешном бизнесе ситуация может неожиданно выйти из-под контроля. К тому же, от новых пандемий, как и от воздействия других внешних факторов, никто не застрахован. Можно ли заранее просчитать возможные риски и принять меры, чтобы пережить следующий кризис с минимальными потерями? В этом "ДП" разбирался вместе с директором программы переподготовки Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра "Системный подход в развитии и управлении предприятием" Алексеем Грибановым.
Прежде всего, как отметил эксперт, следует помнить, что внешние факторы влияют на бизнес лишь наполовину. Ведь будет компания успешной или нет, во многом зависит от её руководителя, от того, способен ли он работать на опережение в современных условиях, обладает ли необходимыми для этого знаниями и компетенциями.
Директор программы переподготовки Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра "Системный подход в развитии и управлении предприятием" Алексей Грибанов
"Сегодня, по оценкам разных источников, без малого у половины компаний в России средняя продолжительность жизни не превышает 2-х лет. А треть российских стартапов не доживает до 1 года, — прокомментировал Алексей Грибанов. — Это, в том числе, говорит о недостатке у современных менеджеров знаний и навыков, необходимых для ведения бизнеса в условиях нестабильности".
Однако где получать эти новые знания, которые к тому же быстро устаревают, как понять, что та или иная программа будет действительно эффективной?
В последние годы значительно вырос спрос на бизнес-образование. На рынке представлено огромное количество тренеров, коучей, экспертов. Чтобы не ошибиться в выборе, важно знать несколько признаков качественного бизнес-образования.
Один из них — практикоориентированность. Образовательная программа для успешных управленцев должна обязательно сочетать теорию и практику. В этом случае не обойтись без преподавателей, которые сами работают в различных отраслях экономики, не понаслышке знакомы с особенностями основных бизнес процессов и хорошо понимают реалии современного мира.
"Именно таких экспертов мы привлекаем на программу HLM — "Системный подход в развитии и управлении предприятием". Среди них — Игорь Рождественский, сооснователь и член правления Ассоциации брокеров инноваций и технологий, советник по инновациям гендиректора АО "Кировский завод", Павел Шестопалов, советник руководителя Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, один из организаторов работы Федерального проектного офиса. На своих модулях, а программа насыщена деловыми играми, тренингами, практическими занятиями, эксперты решают огромное количество кейсов, которые в том числе предлагают сами слушатели из своей практики", — рассказал Алексей Грибанов.
Ещё один признак — инновационность, ею сегодня пронизаны все сферы. И речь не только о применении современных образовательных инструментов, принципов, методов, подходов и технических средств. В основе инновационности — новое видение решения бизнес-задач и нацеленность на достижение результатов. "Кроме этого, — подчеркнул эксперт, — в программе HLM, которую разработал Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр в 2019 году специально для руководителей всех уровней, учат навыкам быстрого принятия решений (бизнес-мышления), основам работы в команде, а также принципам прогнозирования будущего и организации работы в условиях глобальной неопределённости".
Третьим важным моментом является глубокая проработка учебного плана. У современного менеджера просто физически нет времени на освоение огромных пластов теоретического материала. Однако, как известно, без теории нет практики. Поэтому важно соблюсти баланс, предусмотрев в учебном плане гармоничное сочетание базовых теоретических курсов и отдельных дисциплин (экономических, финансовых, маркетинговых, логистических и управленческих) и целых блоков, состоящих из стратегического планирования, прогнозирования, проектного управления, а также личностного развития современного руководителя.
Специалисты, к которым приходят за знаниями, в рамках грамотно составленной программы должны помочь обрести такие конкурентные навыки, как умение открывать для себя что-то новое и внедрять это в рабочий процесс, способность быстро меняться, гибко реагировать на вызовы времени и извлекать уроки их своих ошибок. Именно эти навыки, по убеждению эксперта, будут вшиты в канву бизнес-моделей современных предприятий в обозримом будущем.
И, наконец, любая образовательная программа должна отвечать потребностям времени. Поэтому в идеале необходимо, чтобы в саму структуру обучения уже была заложена возможность апгрейта, добавления новых дисциплин или даже модулей. Благодаря такому подходу сохраняется актуальность программы и её новизна.