Стоимость рекультивации полигона промышленных отходов "Красный Бор" превысит 10 млрд рублей. Освоить эти средства попытается компания из Владимира.
Вице–премьер Виктория Абрамченко вчера в рамках своей рабочей поездки в Ленинградскую область посетила полигон "Красный Бор". Этот визит совпал с начавшимися на днях публичными обсуждениями, касающимися проекта рекультивации этого объекта.
Полигон, на который в 1965–2014 годах со всей страны свозились отходы вплоть до первого класса опасности, в 2019 году был передан в федеральное ведение. А в 2020 году правительство РФ назначило исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде ФГУП "Федеральный экологический оператор" (ФЭО, предприятие госкорпорации "Росатом"). Это позволило ему начать работы без проведения конкурсов, в частности проектирование стоимостью 1,5 млрд рублей. Однако, как заявил журналистам начальник управления экологического инжиниринга ФЭО Михаил Щербаков, в дальнейшем все подряды будут идти по 44–ФЗ (закон о госзакупках).
"На этот объект уйдёт, я думаю, больше 10 млрд рублей однозначно", — заявила Виктория Абрамченко. Впрочем, источник, знакомый с ситуацией, полагает, что затраты будут больше и точно превысят 15 млрд рублей.
В рамках работ предстоит переработать 1,7 млн т химических веществ, включая 340 тыс. м3 жидких отходов, а также 2,8 млн м3 загрязнённых грунтов.
Завершить проектирование планируется в июне, а до конца года — пройти госэкспертизу. "В 2024 году проект будет завершён в полном объёме, — сказал Михаил Щербаков. — Здесь будет зелёный холм". Впрочем, специалисты отмечают, что на этом работы не закончатся. Необходимо будет вести как минимум мониторинг состояния окружающей среды, возможно, ремонт очистных систем.
Претенденты и фаворит
В мае этого года ФЭО планирует провести опытные испытания технологии переработки отходов. Для этого на территории полигона уже монтируется опытно–промышленная установка, очищающая жидкие отходы до состояния воды, которую можно будет сливать в водоёмы. Её собирает ООО "Баромембранная технология" (БМТ) из Владимира, принадлежащее гендиректору предприятия Александру Поворову. Компания давно работает в сфере обезвреживания опасных отходов, сотрудничает со структурами "Росатома" и "Ростеха". Предложенную "Красному Бору" технологию очистки БМТ применяла, в частности, на полигонах ТБО в Московской области.
Однако Виктория Абрамченко в разговоре с Александром Поворовым отметила, что "Красный Бор" — это отнюдь не полигон бытового мусора. "Если эта технология — единственная, которую вы полагаете возможным применять на полигоне “Красный Бор”, значит, я прошу тогда с участием Росприроднадзора провести эксперимент и убедиться, что все опасные химические вещества, подвергшиеся этой технологии, на выходе нам дают действительно тот самый искомый пятый класс опасности", — сказала вице–премьер.
В 2018 году рассматривался другой вариант рекультивации полигона — силами финского концерна Fortum. Сейчас в ФЭО говорят, что он уже неактуален. По данным "ДП", российскую сторону не устроили предложенные финнами длительные сроки работ. Также подрядчиком работ могла стать петербургская компания "Биотехпрогресс". Но она обанкротилась в 2020 году, а её генерального директора судят по обвинению в хищении 2 млрд рублей во время строительства очистных сооружений в Севастополе.
Выбор подрядчика стал совсем небольшим. По словам источника "ДП", требованиям к производству таких работ удовлетворяют всего несколько компаний, среди которых он назвал петербургские "Безопасные технологии" и московскую "Экоком". В первой сообщили, что не планируют участвовать в тендерах по "Красному Бору".
"Мы старались как–то принимать участие (в этом проекте. — Ред.), но пока нам не удалось туда проникнуть. Это такой закрытый круг знакомых между собой людей и компаний, — рассказал “ДП” генеральный директор ООО “Экоком” Оливер Кайзер. — Мы примем участие в конкурсе, если сможем. Но мне кажется, это будет конкурс с понятным исходом".
Не по порядку
Между тем общественные обсуждения проекта обещают быть бурными. Ряд экологических организаций, включая "Зелёный фронт", критикуют проект за то, что, по их мнению, "Росатом" собирается сначала оградить полигон так называемой противофильтрационной завесой (фактически это стена в грунте, препятствующая стоку жидкости в почву), а уже потом приступать к его очистке. "Стена в грунте должна быть увязана с очистными сооружениями, иначе отходы поползут на поверхность", — говорит экологическая активистка Красного Бора, член рабочей группы при общественном совете "Росатома" Виктория Маркова.
В ФЭО отвечают, что очерёдность работ будет детально прописана в проекте, разработка которого ещё не завершена.
В результате сейчас общественникам предлагают обсуждать лишь ТЗ проекта и создание той самой завесы, которая в документах публичных обсуждений обозначена как первый этап.
"Нам обещали выложить проект, но выложили только ТЗ. То есть фактически обсуждать нечего, это разговор ни о чём. Это даёт нам возможность уличить их в нарушении этапов", — указывает Виктория Маркова.