Планы переноса части терминалов Большого порта Петербург в строящийся порт Лавна на западном берегу Кольского залива в Мурманске обрадовали власти Мурманской области: губернатор региона Андрей Чибис на заседании координационного совета по развитию Мурманского транспортного узла (МТУ) заявил, что правительство региона готово оказывать "всяческое содействие, чтобы подобного рода инициативы были реализованы".
По словам Чибиса, на совещании у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова уже принят ряд решений по заключению всех необходимых контрактов по достройке моста и железной дороги на западный берег Кольского залива — основных элементов инфраструктуры МТУ. Отдельно с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики решается вопрос энергетического обеспечения этой территории.
Проект морского торгового порта Лавна (с плановым грузооборотом 18 млн тонн в год) является основной заинтересованной стороной в создании транспортной и энергетической инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Порт Лавна должен стать не только точкой перевалки угля, как планировалось изначально, но и важным логистическим хабом. По данным правительства Мурманской области, на сегодняшний день компанией прорабатывается вопрос окончания всех этапов строительства в декабре 2023 года.
Помимо проекта порта Лавна, в который уже вложено 32 млрд рублей, идёт подготовка к строительству на этом же берегу терминала сыпучих грузов "Тулома" (основной грузоотправитель — "ФосАгро") и контейнерного терминала "Ударник" (АО "Норебо Холдинг"). Здесь же продолжается возведение крупнейшего объекта — Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений ООО "Новатэк-Мурманск".
В марте 2021 года в правительстве Мурманской области заявили о механизме арктической концессии, который разрабатывается для возведения объектов инфраструктуры для этих инвестпроектов. На первом этапе необходимо довести до логического завершения строительство железнодорожной ветки к будущему порту Лавна.
Как ранее сообщал "ДП", с инициативой переноса части портовых мощностей Большого порта Петербург вместо порта Усть-Луга в Мурманск выступил экс-министр транспорта РФ Евгений Дитрих — ныне генеральный директор ГТЛК, которая участвует в проекте строительства порта Лавна.