До многих жилых комплексов от метро петербуржцев сегодня довозят на маршрутках частные перевозчики. Делать они это не обязаны, поскольку официальные трассировки маршрутов заканчиваются раньше, но, получая деньги от пассажиров, заинтересованы в увеличении их числа. Кто будет заниматься этим после транспортной реформы, когда плату за проезд станет собирать город, не ясно.
Вы сошли с маршрута
На севере Петербурга официальные трассировки не совпадают с фактическими как минимум у двух маршрутов: К-261 (Юкки) и К-214 (Парнас). В первом случае маршрут проходит только по Приозерскому шоссе, однако по факту маршрутка заезжают вглубь жилого комплекса "Осиновая Роща". Местные жители и водители уже давно знают, на каких перекрёстках есть воображаемые остановки. Настоящие вряд ли когда-нибудь появятся: здесь даже ширина улиц не соответствует нормам для запуска общественного транспорта, а встречные потоки с трудом разъезжаются. Но, как говорит источник "ДП", жителям ЖК пошли навстречу.
"Маршрутка очень востребована, и если она будет останавливаться только на шоссе, в какой-то степени для жителей это станет проблемой", — поделилась с корреспондентом "ДП" местная жительница. О большом пассажиропотоке рассказали и водители, работающие на маршруте.
Ещё большим спросом пользуется К-214, обслуживающая жителей ЖК "Северная Долина", поэтому маршрутка едет до конца ул. Валерия Гаврилина, хотя на половине пути должна поворачивать на ул. Николая Рубцова.
"Будет неудобно, если сюда никакой общественный транспорт не поедет. С утра по будням трафик большой, маршрутка уже полная, когда выезжает на ул. Николая Рубцова, а это только вторая остановка. На третьей уже вряд ли кто-то сможет зайти. Практически весь поток маршрутка собирает от 1-й до 2-й остановки. Если все будут стекаться на Николая Рубцова, там приличная толкучка получится", — говорит местный житель.
"Основной поток едет до конца ул. Валерия Гаврилина, уж вечером точно. Мы с самого начала ездили по Рубцова, но потом, видимо, люди попросили, и мы стали ездить до конца Гаврилина", — рассказал "ДП" один из водителей, работающий на К-214.
К слову, маршрутка здесь разворачивается с трудом: никакой специальной площадки не предусмотрено, приходится вертеться между припаркованными автомобилями. Зимой это высший пилотаж.
На юге Петербурга тоже можно выделить как минимум две маршрутки, у которых расходится официальная и фактическая трассировка. У К-479, согласно реестру, маршрут заканчивается на Школьной ул., 10 в Шушарах, но по факту — на Старорусском пр. По данным "ДП", с соответствующей просьбой в комитет по транспорту обратились местные жители, поэтому перевозчик продлил маршрут. В реестр изменения не занесли или не смогли занести, видимо, по причине отсутствия на Школьной тротуаров и освещения. Да и в целом по документам этой улицы не существует.
На улице Тимофея Фёдорова (ЖК "Солнечный город") тротуары есть, и остановки (хоть и самовольные), и проезжая часть для автобусов подходит (хотя водители считают дорогу ненормативной), но сама улица городу не передана, она по-прежнему принадлежит застройщику. Маршрутке К-130 это, тем не менее, не мешает ездить вглубь жилой застройки по ул. Тимофея Фёдорова, хотя официальная трассировка заканчивается в районе дома №171 по пр. Ветеранов. Фактическую трассировку К-130, к слову, знают Яндекс.Карты, а реестр маршрутов — нет.
Источник "ДП" в Смольном объясняет фактическую трассировку К-130 конкретной договорённостью с перевозчиком, чтобы тот "согласился не дублировать 130-й автобус".
"Жители до этого 7 месяцев пешком ходили до ул. Пионерстроя, и были очень рады, что маршрутка стала заезжать вглубь района. Мы можем и на пр. Ветеранов стоять, если кого-то что-то не устраивает, но пассажирам придётся просто ходить", — говорит один из водителей.
В Комтрансе "ДП" не объяснили, почему фактические трассировки перечисленных маршрутов не совпадают с официальными. Однако не знать об этом чиновники не могут, говорят собеседники издания на рынке перевозок. Перевозчики обязаны согласовывать с комитетом любое изменение схемы маршрута. Источник в Смольном говорит, что по всем вышеупомянутым случаям есть устные договорённости с перевозчиками.
"Причины того, что эти маршруты ездят не по реестру, понятны. "Коммерческие" маршруты получают заработок лишь с пассажиров, и для их привлечения все способы хороши, учитывая высокую маржу в этом секторе перевозок. Продлить маршрут вглубь многоэтажного микрорайона, тем самым обеспечив себе преимущество в привлечении клиентов, — святое дело для перевозчика. К тому же риски не велики, когда сотрудников "Ространснадзора" на весь город человек 30, а Комтранс закрывает глаза, ведь проблема решилась. Пусть и половинчато, но решилась", — говорит аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков.
Не возьмут в реформу
Если бы фактические участки вышеназванных маршрутов были в реестре, в рамках транспортной реформы их должны были бы учесть. А так — нет. Владислав Булгаков считает, что транспортная реформа откроет "ящик Пандоры" с такими маршрутами.
"Надо понимать, что эти участки в реестр не вносят не просто так. Первый случай — это несоответствие инфраструктуры нормативам. Чиновник не может просто взять, и пустить там маршрут, за одну такую подпись он может получить уголовное дело. Единственный выход — плодотворно работать с КРТИ. Как видим, по Русановской улице уже есть результаты, и в 2022 году жители отдалённых домов получат автобусный маршрут. Второй же случай — экономия бюджетных средств. Любое увеличение транспортной работы или создание дублирующих маршрутов — это миллионы потраченных денег, а финансирование ограничено. Поэтому чиновники выбирают стратегию: это всё перевозчик тут мутит, по закону он должен ездить так. А что пассажиры? Ну пешком дойдут...", — говорит Булгаков.
"При реализации новой модели транспортного обслуживания максимально предусматривается сохранение транспортного обслуживания указанных районов после строительства и сдачи в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры соответствующих всем правилам и нормам безопасности перевозки пассажиров", — прокомментировали в Комтрансе.
По данным издания, реформой учтён маршрут К-479. Прямой замены "нелегальным" трассам К-130 и К-261 не предусмотрено — это, в частности, последствия неграмотных проектов планировки территории (ППТ). Например, в ППТ Новосергиево общественный транспорт запланирован не по Тимофея Фёдорова, а по другим улицам, которые ещё не построены.
Всплеск нелегалов
После реформы будет всплеск нелегалов, считают собеседники "ДП". Это наблюдается после каждых крупных конкурсных процедур.
"Но перечень направлений, где поедут неофициальные автобусы, сформируется не по логике необеспечения людей близким транспортом, а исходя из других факторов: наличие нелегалов уже сейчас, высокий пассажиропоток и, как это ни странно, легальный дублёр. Последнее связано с тем, что режим работы нелегалов нерегулярен, и в случае уникальности трассы пассажиропоток будет слабым, так как рассчитывать на маршрут будет сложно", — говорит один из транспортных аналитиков.
Если рассматривать конкретные случаи, то, по его мнению, в "Осиновой Роще" перспектив для появления нелегалов нет никаких, в "Солнечном городе" — перспективы есть, но либо на короткий период, либо по трассе, на 100% дублируемой социальным маршрутом. В Шушарах, Славянке и промзоне Металлострой, очевидно, нелегалы останутся, в тех же или больших объёмах.
"Это будут какие-нибудь микроавтобусы до 8 посадочных мест. Видимо, пойдут по пути заказных перевозок, как они это делают сейчас, развозя пассажиров от метро. Есть будет спрос, будет и предложение. А спрос будет, существенный. И полный бардак будет, — считает руководитель одной из частных компаний-перевозчиков. — Власти пытаются освободить дороги от большого количества общественного транспорта, но в итоге придут к тому, что улицы будут загружены старыми ГАЗелями, переделанными под пассажиров "Фольксвагенами" и "Фордами", на которых пассажиров будут перевозить частники. И у метро будет так же не припарковаться. Надзорные органы есть, но сотрудников не хватает, чтобы с этим справиться".
Тем временем водители, работающие сейчас на маршрутках, мечтают о цивилизованной системе общественного транспорта: "Давайте уже завязывать с незаконными маршрутами. 90-е прошли, какие могут быть нелегальщики? Мечтаю на остановках останавливаться, колени уже отваливаются".