В Петербурге заканчивается первая очередь редевелопмента в исторических цехах Выборгского Арсенала на Арсенальной набережной. В новом лофт-пространстве Temple of Deer планируется провести первый концерт уже 28 мая. Проект займёт площадь в 25 тыс. м2 и на нём помимо концертных площадок планируется разместить ресторанную улицу, фудмаркет, выставочные пространства, концептуальные бары, фотостудии и коворкинг.
Инвестором выступила компания Placebo/25 с голландским и российским участием. Сумма инвестиций не раскрывается, однако Temple of Deer позиционируется, как крупнейший инвестпроект в сфере культуры с полным внебюджетным участием в Петербурге.
Международный размах
Кирпичные цеха на Арсенальной набережной были построены в 1844–1849 г.г. для размещения Пушечного Литейного двора. Архитектором здания стал автор особняка Мясникова и нескольких промышленных проектов в Петербурге Александр Гемилиан. Отделкой занимался архитектор Александр Тон.
Во времена СССР Литейный двор был переименован в Машиностроительный завод "Арсенал" им. М.В. Фрунзе. В начале 2000-х завод отказался от размещения в исторических цехах и перевёл своё производство в другие помещения. После этого тема редевелопмента Выборгского Арсенала поднималась не один раз. Так, в 2016 году СМИ сообщали, что на площади в 8 тыс. м2 группа инвесторов хотела разместить пространство с офисами, жилой зоной, коворкингом и фуд-кортом.
В новом арт-кластере Temple of Deer сейчас заканчиваются ремонтные работы. В частности на достраиваемой двухэтажной концертной площадке на 5 тыс. человек планируется провести первый концерт диджея Nina Kraviz уже через два дня — 28 мая. Организаторы утверждают, что площадка будет готова в срок и на некоторые готовящиеся концерты уже есть полный солд-аут. При этом также запланирована open-air площадка на ещё большее количество гостей. Общая площадь реконструируемых территорий — 25 тыс. м2, не считая уличной зоны, площадь всего Выборгского Арсенала при этом составляет около 30 тыс. м2.
"Мы с осторожностью наблюдали за проектом, интересовались, что же здесь всё-таки получится. Будет ли бережное отношение к культурному наследию, ведь есть множество проектов, где на картинке мы видим одно, а по итогу получаем совершенно иное. Но на протяжении работ мы видели с каким вниманием и теплотой к Петербургу авторы относились к данному проекту. Я уверен, что это пространство заинтересует туристов и местных жителей", — прокомментировал Василий Пониделко, глава администрации Калининского района, добавив, что также арт-кластер поспособствует развитию района.
Генеральный директор Placebo/25 Станислав Попов рассказал, что в портфеле компании уже есть несколько международных проектов, в России компания разработала несколько пространств в Москве. Он считает, что огромную часть туристической индустрии составляет именно событийный туризм — выставки, концерты, фестивали. И на этом ставит акцент новый проект на Арсенальной набережной.
"Мы разработали 5 брендов фестивалей. Наша задача показать в том числе тех артистов, которых в Петербурге и в России никогда не было, но которые в мире собирают стадионы", — отметил он.
Компания планирует, что площадка привлечёт внимание аудитории разных возрастов. Также будут приглашены московские промоутеры, в частности были названы концертные агентства "Мельница" и TCI (в их портфеле выступления таких мировых звёзд как Rammstein, Оззи Осборн, Робби Уильямс, Muse, Red Hot Chili Peppers, Thirty Seconds To Mars, System of a Down, Deftones, Limp Bizkit и т.д.).
Историческая точность
В ближайшие два года в пространстве планируется открыть многофункциональный лайфстайл-квартал, в котором разместятся ресторанная улица, фудмаркет, спа-комплекс, открытая фестивальная зона и барбершопы. В мансарде разместится андеграунд-клуб Broken Hearts Club, также уже построена ивент-территория Loft Hall для проведения культурных мероприятий различного уровня.
Ремонт и реконструкция пространства Выборгского Арсенала согласовывается с КГИОП. Во время работ была полностью сохранена и укреплена кирпичная кладка XIX века, восстановлены и остеклены решётки полукруглых окон здания и обновлены инженерные коммуникации. Кроме того, в некоторых окнах планируется заменить обычные стёкла на витражи. В интерьеры здания были добавлены изразцы, напоминающие историческую плитку.
Placebo/25 также владеет собственным производством дизайнерской мебели с площадками в Индонезии, Китае и России. Эта мебель была использована при оформлении пространства залов. Над проектом работала группа международных дизайнеров и для него было использовано около 3 тыс. предметов декора, искусства и мебели.
Во время реконструкции был обнаружен исторический тоннель, который ведёт на Арсенальную набережную. Авторы проекта допускают создание причала на набережной, и если тоннель окажется подлежащим восстановлению он станет частью этого причала.
"Во время работ мы максимально аккуратно относились к стенам и потолку, старались максимально сохранять всё, что дошло до наших дней с XIX века. В некоторых моментах пришлось избавиться от того, что было закрыто или переделано в советские времена", — рассказал Максим Вдовин, креативный директор Placebo/25.
Концертный зал на 5 тыс. человек имеет галерею на втором ярусе и оснащён акустическими панелями для уменьшения эха в помещении. Также концертный комплекс Temle of Deer оснащён французским звуковым оборудованием и светодиодными экранами. Кроме того, планируется разместить у концертной площадки 12 баров, 10 из которых будут являться концептуальными на определённую тематику. Помимо этого будет возможность привлечения петербургского ресторанного и барного бизнеса.
"Мы также тщательно подошли к гастроэкспириенсу и продаже алкоголя внутри площадки. Например, во время концерта ты можешь выпить органического вина или, например, попробовать напитки на текиле и мескале из мексиканской культуры. У нас также есть поп-ап пространства, в которые мы будем приглашать рестораны и бартендеров, которые синонимичны к теме мероприятия", — рассказал директор по развитию Placebo/25 Руслан Корниенков.
Также недалеко от концертной площадки находится выставочная галерея, где планируется выставлять современных художников. Посетители концертов тоже смогут подниматься в галерею.
Пока такие пространства в городе восстребованы, но неизвестно, где находится точка насыщения, отмечает архитектурный критик Мария Элькина.
"Грубо говоря, неизвестно, насколько будет востребована каждая следующая подобная площадка, будет ли спрос. Столь высокий интерес к ним был спровоцирован чувством новизны, но ни в одном городе, на мой взгляд, они не стали массовым явлением, которое бы решало глобальные градостроительные проблемы", — пояснила критик.
По мнению эксперта, такие пространства нужно наполнять не только развлекательными функциями, но и добавлять повседневную жизненную составляющую, например, организовать в них офисы или коворкинги.
"Важно помнить, что в целом все набережные Невы являются автомобильными артериями, это же касается и Арсенальной набережной. Я думаю, что это местоположение будет тормозить продвижение пространства. Когда рядом с проектом, а также между проектом и рекой, находится автомобильная трасса, то это мешает его развитию. Также есть вопрос целевых аудиторий — кто и на чём туда сможет доехать, а также, что станет фактором притяжения для людей. Например, Севкабель Порт привлекает наличием видов на море, если бы его не было, то он бы не стал столь популярным. Новая Голландия привлекает своим расположением — это исторический центр. Кроме того, этот проект там хорошо реализован с точки зрения девелопмента", — прокомментировала Мария Элькина.