Белый дом намерен в течение 3 лет направить 7,3 млрд рублей фармацевтам для сертификации их продукции на иностранных рынках.
Премьер–министр РФ Михаил Мишустин 30 апреля подписал постановление правительства № 687, которое расширяет меры поддержки фармацевтической отрасли. Экспортёры смогут компенсировать до 80% затрат на сертификацию продукции на иностранных рынках в зависимости от статьи расходов. Максимальный размер выплаты составит 500 млн рублей. В федеральном бюджете на эти цели заложено 540 млн рублей на 2021 год, 2,47 млрд — на 2022–й и 4,32 млрд — на 2023–й.
Производитель, получивший субсидию, возьмёт на себя обязательство экспортировать зарегистрированный за рубежом продукт на сумму, превышающую объём господдержки не менее чем в 10 раз. Применительно к лекарствам — в течение 5 лет после получения необходимых разрешений, в случае с медицинскими изделиями — в течение 3 лет. Если этого не произойдёт, деньги придётся вернуть в казну. Господдержку окажут по итогам конкурса. Документы промышленники смогут подавать в электронном виде через государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Агентом правительства по предоставлению субсидий выступит АО "Российский экспортный центр".
Приоритет — "оригиналам"
Экспортными поставками из России занимается очень ограниченный круг предприятий, да и круг стран–получателей невелик. И одна из причин этого — именно отсутствие финансовой поддержки со стороны государства, говорит директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма" Николай Беспалов.
"В основном примеры успешной работы на экспортном направлении связаны или с выдающимся энтузиазмом отдельных производителей, или с политикой, когда о возможностях поставок договариваются на самом высоком уровне (скажем, поставки инсулина в Венесуэлу)", — отмечает эксперт. Субсидии хотя бы в теории должны помочь активнее работать и над расширением количества экспортных продуктов, и над числом стран–получателей.
По мнению Николая Беспалова, приоритет при распределении таких субсидий должен отдаваться производителям либо оригинальных лекарственных препаратов, либо дженериков верхнего ценового сегмента. Если называть компании, то, по мнению эксперта, это могут быть "Биокад", "Генериум", "Герофарм", "Натива", "Форт", СПбНИИВС и другие.
"Причём в идеале это должны быть производители полного цикла, которые в том числе используют либо сырьё, произведённое самостоятельно, либо российского производства. В противном случае перспектив у таких продуктов не будет чисто с финансовой точки зрения", — резюмирует Николай Беспалов.
Поддержка не для новичков
В НТФФ "Полисан" новое постановление ещё изучают и отмечают, что раньше все расходы на сертификацию, лицензирование и аудит оплачивались за счёт производителя. "Трудности на зарубежных рынках есть всегда. Для оригинальных продуктов — вдвойне, так как выходишь с чистого листа", — говорит генеральный директор ООО "НТФФ “Полисан”" Дмитрий Борисов. Насколько эта мера будет востребована в фармотрасли, сказать сложно. "У нас в принципе не так много экспортёров", — отмечает он. Более того, подразумевается увязка субсидии с определённым объёмом продаж за определённый промежуток времени. "Такой риск на себя немногие захотят взять", — полагает Дмитрий Борисов.
В компании "Герофарм" приветствуют инициативы государства, направленные на поддержку отечественных компаний в развитии экспорта, отмечая, что активно работают над расширением географии поставок своих препаратов. В частности, компания с 2019 года является единственным поставщиком инсулинов для обеспечения нужд системы здравоохранения Венесуэлы.
Во многих странах, которые имеют приоритетное значение с точки зрения объёма рынка (прежде всего это Европа и США), действуют требования о прохождении национального инспектората для получения сертификата GMP, а также о проведении дополнительных доклинических и клинических исследований на территории страны, где регистрируется препарат.
Этот процесс достаточно затратен, требует дополнительного времени и инвестиций. "Поэтому софинансирование этих затрат крайне актуально для отечественных фармацевтических производителей", — говорят в пресс–службе "Герофарма". Там добавляют, что этот понятный дополнительный механизм защиты внутреннего рынка должен работать и в нашей стране.
Не у каждого препарата такой потенциал
По мнению генерального директора фармкомпании "Вертекс" Георгия Побелянского, любая помощь от государства — хорошая новость, но данные субсидии рассчитаны по большей части на весьма уверенных в себе игроков.
"Возмещение расходов потребует серьёзной ответственности от производителей", — говорит Георгий Побелянский. Он подчёркивает, что получить от государства существенную компенсацию затрат на сертификацию — это полдела. Нужно ещё, чтобы продукцию покупали. А для этого необходимы каналы сбыта.
По оценке Побелянского, если говорить о лекарствах, десятикратное увеличение объёма полученных от государства средств в течение 5 лет — это смелый план.
"К примеру, получив 300 млн рублей, надо сделать поставку лекарства на 3 млрд за пятилетку. Не у каждого препарата есть такой потенциал. Поэтому многие компании будут думать. Это очень дорогостоящее мероприятие, которое несёт риски для участников", — рассуждает он.
По–видимому, такой вариант господдержки больше подходит не для новичков, а для тех, кто выводит продукты на иностранные рынки не впервые и имеет в портфеле оригинальные продукты, полагает Георгий Побелянский. Сертифицировать лекарства, к примеру, в Европе очень дорого — это одна из основных сложностей, отмечает он.
Наиболее актуальный вопрос для фармкомпании "Вертекс" в этой области — обязательная перерегистрация всего портфеля лекарств по правилам Евразийского экономического союза, которую необходимо завершить до конца 2025 года. "Компенсация этих затрат со стороны государства была бы нелишней. Для нашей компании суммарные расходы на перерегистрацию составят до 350 млн рублей", — говорит Побелянский. По его мнению, альтернативой субсидирования могло бы стать присвоение всем российским регистрационным удостоверениям статуса ЕАЭС либо автоматическое получение таких документов по правилам Союза.
"Памятуя, что в последние годы фармпроизводители также потратились на обязательную маркировку лекарств (например, расходы “Вертекса” — около 400 млн рублей), поддержка при переходе на ЕАЭС была бы кстати", — резюмирует он.