06:0028 мая 202106:00
1053просмотров
06:0028 мая 2021
Последний год оказал влияние на образ жизни многих горожан. Как изменился подход к организации придомовой территории, "ДП" рассказал победитель международной премии ARCHITECT TODAY 2021 ландшафтный архитектор ПЁтр Лари, управляющий партнЁр L–BURO.
Какие новые тенденции появились на рынке ландшафтного дизайна?
— Садовый дизайн в его классическом понимании постепенно уходит в прошлое. Цветочные клумбы, композиции с экзотическими растениями, альпийские горки уже неактуальны. Большинству заказчиков нужна среда для загородной жизни, где дом и ландшафт — единое пространство, а члены семьи могут существовать вместе длительное время, с возможностью уединиться для работы или отдыха.
Если мы говорим про состоятельных клиентов, то это непрерывно растущие требования к эстетике придомовой территории. Конечно, требования к ландшафту при таком стиле жизни совершенно другие. Они не хотят проводить "выходные с лопатой", но хотят видеть стильную, современную территорию у дома.
Новый глобальный тренд на сочетание натурального, естественного ландшафта и технологий добрался и до нас. Всё чаще мы слышим желание видеть из окна естественную природу, как будто тут и не было садовников. Например, лесной массив с черничником и брусничником. Это самая сложная задача — воссоздать природу там, где всё убито стройкой. Органично дополнить её уличной акустикой, вечерней подсветкой и подогревом дорожек.
Лиственница, гранит, галечные отсыпки — интерес к скандинавской ландшафтной архитектуре растёт. Растения в таком саду создают естественный биотоп, дополняют друг друга и практически не требуют удобрения. Конечно, ассортимент растений в таком ландшафте уменьшается, но в этой лаконичности рождается стильная красота северных садов, требующих малого ухода.
Неужели есть такие сады, которые не требуют ухода?
— Здесь важно без крайностей. Без ухода любой созданный не природой, а человеком ландшафт не выживет. Но при грамотной планировке и подборе растений можно свести к минимуму эти усилия и затраты. Кроме визуализации мечты о саде деликатная задача для нас, не втягивая заказчика в профессиональную область, помочь ему принять правильные решения.
Например, мало кто знает, насколько трудозатратен и вреден для почвы газон. Он высасывает питательные вещества из почвы, а мы его скашиваем и выкидываем, и так постоянно, почва беднеет и требует постоянных подкормок. Плюс не забудьте о том, что насекомым–опылителям нечего делать на газоне. А где нет опылителей — нет птиц и их прекрасного пения. На всех европейских конференциях мы слышим об уменьшении площадей газона и воссоздании полевых, злаковых лугов.
Также сад малого ухода — это сад, где нет отдельно стоящих кустов и деревьев. Это сад, где воссозданная или сохранённая лесная зона занимает большую площадь.
С чего начинать клиенту, чтобы не ошибиться с ландшафтом?
— Здесь важнее — когда? Всё чаще нас приглашают на стадии выбора участка. Совместная работа позволяет заказчику выбрать места посадки растений и прокладки сетей с учётом будущих особенностей сада. Мы продумываем, куда будет падать тень, на что будут ориентированы окна гостиной. Таким образом размывается граница между домом и садом, создаётся единая среда для жизни. В случае, когда мы приходим на объект позже, не все идеи можно реализовать, так как не всегда можно обеспечить необходимые абиотические условия в определённой части сада. Это ограничивает нас и заказчика в возможных решениях.
В любом случае начинать нужно с выбора ландшафтной команды, которая будет отвечать за весь цикл: от проектирования до реализации и ухода за садом. Каждый проект требует участия разных специалистов: архитектора, агронома, инженера, строителей, садовника. Мы создаём целую экосистему: новая почва, кустарники и растения, которые раньше вместе не росли. Поэтому в первые 3 года растения только набирают силу и требуют больше ухода и заботы.
Можете поделиться подробностями проекта с Петером Бергом в Курортном районе?
— Как и в этом случае, мы часто связаны соглашением о неразглашении деталей частных проектов. Могу лишь сказать: сейчас мы работаем над совместным проектом с Петером Бергом и его студией Garten Landschaft. Надеюсь, европейские границы в ближайшее время будут открыты и он сможет присоединиться к нам. Нас объединяет любовь к северным садам, это будет авторский сад Петера Берга и Петра Лари. Я надеюсь, после того как этот уникальный проект будет реализован, нам будет разрешено опубликовать некоторые материалы о нём.
L–BURO — ваша вторая успешная студия, вы регулярно получаете отраслевые награды, необычно освещаете работу в публичном пространстве. Как вы всё успеваете?
— Если вы посмотрите на страницу команды на сайте L–BURO, то всё станет ясно (смеётся). С моим партнёром, Валерием Федотовым, мы собрали команду единомышленников, увлечённых северными садами и умеющими их создавать. Валерий взял на себя маркетинг, организационное и финансовое планирование. Это позволяет мне сосредоточиться на творческих, проектных задачах, общении с заказчиками. Мы также понимаем, что работа в премиальном сегменте требует особого сервиса, часть которого — наша ответственность за выбор концепции заказчиком. Авторский сад создаётся один–два сезона, набирает силу и приобретает проектный вид ещё через 2–3 года. Цена ошибки выбора велика. Поэтому мы создаём информационное пространство, в котором потенциальный заказчик может сориентироваться в современных тенденциях, своих желаниях, в доверии и симпатиях к нашей команде. На нашем сайте можно получить быструю информацию о студии и сотрудниках. В Instagram — новости и real–life команды, на канале YouTube — познакомиться с процессом работы и выбором решений. Общение с заказчиком на старте значительно упростилось и стало интереснее. Мы уже не знакомимся, мы с первой встречи обсуждаем содержательные вопросы.