Дмитрий Павлов, руководитель ГК "Колвэй", занимающейся коммерческой недвижимостью, планирует возглавить список партии "Новые люди" на выборах в Законодательное собрание. Зачем бизнесмен идёт в политику, он рассказал "ДП".
Почему вы решили пойти в политику?
— Меня и друзья об этом спрашивают. Тут вопрос отношения к жизни. У нас в "Колвэе" недавно проходила организованная "Союзпетростроем" конференция, посвящённая экологии в строительстве. Были главный архитектор города Владимир Григорьев, много уважаемых специалистов. И я в своём выступлении говорил, что если лет двадцать назад люди, покупая квартиру, интересовались только планировкой, потом — из чего сделаны стены и какая система охраны, то сейчас они изучают качество среды: есть ли рядом парки, какая транспортная доступность, где детский сад и школа. Почему так происходит? Это эволюция отношения к качеству жизни. Люди начинают смотреть не только внутрь своего маленького мира, но и вокруг. Правильно ли всё устроено рядом с ним?
Я думаю, в данном случае такая аналогия уместна. Сначала ты занимаешься развитием своего бизнеса, интересными тебе социальными проектами. И есть какие–то люди в парламенте, которые что–то там себе решают. Иногда их решения касаются непосредственно тебя и чаще всего — негативным образом. Но ты как–то адаптируешься к этому, воспринимая как неизбежное зло, как мух и комаров летом.
А потом, когда собственные задачи решены, появляется время оглянуться вокруг. И ты видишь, что в нашем великом городе, в котором живёт людей больше, чем во всей Финляндии, в XXI веке депутаты с жаром обсуждают, можно ли заходить к ним без галстуков или нет. Хуже того — если судить по новостям — это один из самых важных вопросов в их повестке дня. Такие депутаты не соответствуют моему представлению о качестве жизни нашего города. Как квартира рядом с мусоросжигательным заводом уже не соответствует представлению покупателей о качестве жилья, даже если у неё внутри всё очень хорошо и красиво. Значит, надо их менять. В этом смысле идея партии "Новые люди" — привести во власть новых людей — мне симпатична. Да, пусть они менее опытны в вопросах законотворчества — но у них есть идеи, есть собственный личный опыт, есть знания, у них горят глаза. Вот мы живём с опытными законотворцами — и что?
В парламенте вы будете отстаивать интересы предпринимателей? Не боитесь, что люди больше любят голосовать за учителей и врачей?
— Конечно, каждый человек лучше разбирается в тех вопросах, где он является профессионалом. Учителя и врачи тоже нужны в парламенте. Но пока он состоит преимущественно из подполковников, хотя вроде воевать ни с кем не планируем. А предпринимателей в Законодательном собрании только двое, и оба почему–то от партии КПРФ. Недавно Агентство стратегических инициатив (организация, созданная по инициативе правительства РФ. — Ред.) опубликовало инвестиционный рейтинг регионов, и Петербург в нём опустился на 8–е место, отставая даже от Краснодарского края и Новгородской области. Разве это не свидетельство того, что дела в данной сфере у нас обстоят не очень? К тому же предпринимательство — это не только и даже не столько гигантские заводы, банки или корпорации. Это в том числе и малый и средний бизнес, в котором работает более миллиона горожан. То есть его проблемы касаются почти каждой семьи. И сколько мы уже видели бессмысленных и глупых законов, принимаемых нашим Законодательным собранием, которые наносили малому бизнесу ощутимый вред. А вспомните хоть один, принёсший существенную пользу?
Дмитрий Павлов
Так чем вы планируете заниматься, став депутатом?
— В моём понимании функция депутата — быть представителем интересов жителей при взаимодействии с властями. Вот хороший пример: в одном из районов свозили грунт и сваливали огромными кучами, но местные жители думали, что это для строительства дороги, которую как раз рядом прокладывали. И не возмущались. А потом дорогу построили, но кучи остались. И теперь нужно тратить бюджетные миллионы на то, чтобы их вывезти. О чём это говорит? О том, что всегда необходима обратная связь. Должны быть каналы коммуникаций между людьми и властью. Совсем не обязательно в форме митингов, дубинок и всего прочего. Очень часто можно договориться мирно, прийти к обоюдному согласию.
Коммуникации — это хорошо. Но экономическая программа у вас есть?
— Я опять вернусь к тому, с чего начал. Качество жизни. У Петербурга есть уникальный интеллектуальный потенциал. Каждый год наши вузы выпускают десятки тысяч талантливых математиков, инженеров, химиков, биологов… Они могут стать нобелевскими лауреатами, создать новый Google или Apple, изобрести новые лекарства и технологии. Но, как правило, уезжают на Запад. И тут два варианта: или вернуть крепостное право, или создать такие условия для жизни и работы, чтобы уезжать не хотелось. Я — за второй. Качество жизни — универсальная ценность, которая объединяет всех. Все хотят больше зелени рядом с домом и меньше пробок по дороге на работу. Более эффективного обслуживания в поликлиниках и меньше волокиты при взаимодействии с чиновниками. Больше свободы для работы и творчества. Нет ни одного петербуржца, который не любил бы наш исторический центр и не выступал бы за его сохранение. Очень показательна в этом смысле отрасль туризма. Наш город лидирует по числу кафе на душу населения. Это развитие бизнеса, новые рабочие места, в том числе для студентов, дополнительные налоги в бюджет. И одновременно это — повышение комфорта для самих горожан. Вспомните, если кто застал, советские времена, когда на весь Невский было несколько доступных заведений общепита и очереди перед ними.
Наоборот, кажется, что в таких вопросах надо всегда жертвовать интересами одних ради других. Те же пробки: запрещаем частные автомобили для развития общественного транспорта или нет?
— Неправильный подход. Не надо ничего запрещать. И так уже запретили столько, что дальше некуда. Надо развивать. Развивать общественный транспорт — и когда горожане увидят, что им пользоваться удобнее и быстрее, чем личными машинами, они сами от них откажутся. Вообще принцип устойчивого развития должен быть поставлен во главу угла.
А исторический центр? Небоскрёб в Лахте — одним нравится, другим нет.
— Это тоже пример, когда взаимодействие власти и общества даёт хороший результат. Хотя пришли к нему, конечно, ценой больших нервов. Очень хорошо, что градозащитники и активисты не дали построить башню на Охте. Хорошо, что в Смольном прислушались к общественному мнению, а не стали в позицию "я решил — и точка". Страшно подумать, как небоскрёб стоял бы в центре города. А то, как он стоит в Лахте, мне нравится. Вместе со стадионом и ЗСД они создают такой футуристический пейзаж, район интересной современной архитектуры. Создавая новое, не разрушаем старое — разве это плохо? Видите, у нас в городе много вопросов, которые интересно и важно обсуждать. Но, чтобы делать это, надо иметь свою позицию и не бояться её отстаивать. Однако нынешние депутаты этого не могут (хотя среди них есть отдельные исключительные люди, которых я уважаю за адекватность). Поэтому я считаю, что парламент должен быть другим. Компетентным и, если хотите, креативным. Соответствовать нашему городу и нашему времени. Не обсуждать бесконечно "закон о наливайках", а предлагать и воплощать в жизнь действительно интересные вещи. Считаю, что мы — я и команда "Новых людей" — справимся с этой задачей. В Мариинский дворец должны прийти новые люди.