В Петербурге активно развивается рынок цифровизации новостроек. Но до столичного размаха ещё далеко.
Толчок к развитию этого сегмента может дать решение правительства об облегчении доступа операторам к работе в новостройках. Подобные идеи уже высказывались в Минцифре, недавно об этом же заговорили в Минстрое.
Интернет нужен так же, как вода
Рабочая группа АНО "Цифровая экономика" утвердила дорожную карту по стимулированию инвестиционной активности операторов, в которой в том числе утверждается упрощение их доступа к территориям многоквартирных жилых домов.
Заход в новые дома обычно является головной болью для провайдеров. Порой в новостройках им приходится либо воевать с ТСЖ и управляющими компаниями, либо дома построены таким образом, что современную инфраструктуру интегрировать в них непросто (сейчас застройщики не обязаны её учитывать при проектировании, хотя подвижки в этом направлении есть). К тому же требуется согласие двух третей собственников квартир.
Вопрос доступа к жилым домам и их цифровизации поднимается Минцифрой ещё с 2016 года, а в начале 2021–го министерство предложило внести изменения в Градостроительный кодекс. Нововведения в законодательстве значительно изменят рынок предоставления интернет–услуг в новых жилых комплексах и их цифровизации, уверены сами операторы.
"Интернет стал такой же социальной услугой, как электричество, газ и теплоснабжение. Ни у кого даже мысли не возникнет препятствовать установке батарей или светильников, тем более брать за это дополнительные деньги. В случае с интернет–коммуникациями всё выглядит иначе. Либерализация законодательства позволит нам сократить сроки размещения сетей связи и сопутствующего оборудования для оперативного предоставления доступа жителей к цифровым сервисам. В конечном итоге выигрывает потребитель", — говорят в "ЭР–Телекоме".
Оператор активно занимается проектами цифровизации новостроек. Так, компания сотрудничает с застройщиком "Самолёт". В Петербурге "ЭР–Телеком" реализует проект "Безопасный двор". Жители домов, участвующих в проекте, могут, например, получить бесплатный Wi–Fi и мобильное приложение, позволяющее в том числе удалённо открывать дверь со смартфона и просматривать видео с камеры как в режиме реального времени, так и в архиве (в течение 7 дней).
В идеале для создания полноценных умных ЖК требуется развитая сеть 5G, ведь именно её частоты обеспечивают работу необходимого оборудования. У вышек 5G пока маленький радиус покрытия, и для них нужно более плотное размещение. На рынке давно уже ходят идеи, что мини–центры обработки данных для 5G удобнее всего было бы располагать в самих ЖК.
"Размещение мини–ЦОДов и другого оборудования операторов возможно и сегодня, но требует согласования с собственниками жилья и управляющей компанией. Целесообразность этого определяется финансовыми условиями и техническими возможностями объекта. Для владельцев недвижимости это возможность, например, снизить размер коммунальных платежей или же получить дополнительные ресурсы для решения вопросов благоустройства территорий общего пользования", — добавляют в "ЭР–Телекоме".
Умный квартал
МТС, в свою очередь, вместе с группой "Эталон" в Петербурге собираются обеспечить цифровой инфраструктурой квартал Che. Проект подразумевает внедрение систем контроля и управления доступом, в том числе с использованием бесконтактных технологий, систем мониторинга инженерных сетей, видеоаналитики с удалённым доступом к камерам, автоматическим сбором показаний приборов учёта и платформой для взаимодействия жителей с УК. Компания объединит инженерные и телекоммуникационные системы в единую сеть, которая обеспечит широкополосный интернет в квартирах, работу IoT–устройств и систем безопасности УК. Это позволит снизить издержки до 20% и обеспечить "бесшовный" сервис для застройщика и УК.
Помимо взаимодействия с ГК "Эталон" у МТС уже есть в Москве реализованные проекты по внедрению систем умного здания — например, жилой комплекс Balchug Viewpoint. Оборудование автоматически собирает показания всех видов счётчиков и формирует счета за коммунальные услуги. В результате жители могут быть уверены в правильности начислений, так как система исключает ошибки ручного ввода, а УК экономит время на выставление счетов.
На втором этапе проекта МТС реализуют в жилом комплексе систему бесконтактного доступа на территорию с помощью смартфона или камер, распознающих номера автомобилей, а также систему безопасности на основе видеоаналитики.
"Сфера недвижимости и ЖКХ — один из лидеров по цифровизации и внедрению интернета вещей в России. По нашим прогнозам, среднегодовой темп роста рынка IoT в этих сегментах составит 39% к 2024 году. Наиболее распространёнными сценариями применения IoT в ЖКХ являются удалённый мониторинг объектов и интеллектуальный учёт потребления ресурсов — воды, газа, электричества. Спрос на цифровые решения здесь в значительной мере обеспечивает государство, которое стимулирует распространение удалённого мониторинга учёта энергоресурсов",— отмечают в МТС.
По подсчётам "МегаФона", в России работает почти 50 тыс. управляющих компаний. Элементы умного дома частично уже стали обязательными для застройщиков и ресурсоснабжающих организаций в рамках ФЗ–522 о замене счётчиков электроэнергии на интеллектуальные приборы учёта.
"“МегаФоном” реализовано несколько продуктов для цифровизации ЖК. Решение “Умное ЖКХ” предназначено для управляющих компаний, застройщиков, поставщиков энергоресурсов, муниципальных властей, а также торговых центров и промышленных предприятий. Оно автоматизирует получение показаний по воде, газу, электричеству и теплу и позволяет предприятиям ЖКХ экономить — за счёт отказа от ручного сбора данных и более точного учёта ресурсов. Организации получают возможность отслеживать аномальное потребление и аварийные ситуации, сокращать потери", — рассказали в компании.
Цена вопроса
Однако девелоперы отмечают, что Петербург значительно отстаёт по темпам цифровизации ЖК, например, от столицы. В городе большей частью строится жильё экономкласса, и покупателям критична стоимость квартиры, на которую может повлиять наличие умной инфраструктуры.
"Если мы посмотрим на Петербург с окрестностями, и в частности на проекты жилой застройки в Мурино, Шушарах, Дыбенко, то увидим, что покупатель борется за каждые 100–150 тыс. рублей. Добавить еще хотя бы 200 тыс. на установку умного дома будет просто невозможно. Эконом–жилья в городе намного больше, чем проектов бизнес– и комфорткласса. То есть внедрять умные системы пока некуда: слишком дорого. Инновационные возможности, которые застройщик предлагает покупателю, не должны сильно увеличивать итоговую стоимость квартиры", — считает Роман Блонов, директор по развитию PropTech "Миран".
В России подобные сервисы будут востребованы, когда повысится уровень доходов населения, подешевеет оборудование и бизнес будет действительно готов к внедрению умных решений. Именно поэтому пока цифровизация ЖК рассматривается обычно только в рамках жилых комплексов бизнес–класса.
"Умный девелопмент в Петербурге набирает обороты и является естественным эволюционным шагом развития рынка жилья. Несмотря на стирающиеся границы между его классами, цифровизация является одним из факторов, доказывающих, что девелопер идёт в ногу со временем", — уверена Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers.
Но Петербург, по её словам, довольно медленно развивается в этом направлении. Хотя это логичная ступень развития рынка, с точки зрения управляющих компаний.
"Безусловно, с точки зрения b2c цифровизация абсолютно необходима для любого крупного ЖК, домов повышенной комфортности, а с точки зрения b2b — для повышения конкурентоспособности продукта. Отчасти это ценообразующий фактор, но в большей степени — фактор, который влияет на повышение привлекательности проекта, выделяет передовые продукты на фоне рядовых и подчёркивает особое отношение девелопера к будущему владельцу квартиры", — отмечает Елизавета Конвей.
Для прозрачности и доверия
Олег Лебедев, руководитель отдела развития "ОБИТ", считает, что перспективы для цифровизации в Петербурге, безусловно, есть, и очень широкие. Сектор жилой недвижимости пришёл к тому уровню развития, когда вкладываться в так называемые умные системы выгоднее, чем бесконтрольно тратить деньги на поддержание инфраструктуры дома и коммунальные расходы.
"Среди наших клиентов много строительных компаний и УК, и мы видим, как растёт спрос на цифровые сервисы для жилого сектора. Для застройщиков это дополнительное преимущество на остроконкурентном рынке, возможность продемонстрировать свою технологичность и соответствие трендам, а для УК — способ сделать взаимоотношения с собственниками и подрядчиками более прозрачными и доверительными", — говорит представитель "ОБИТ".
По его словам, у компании накоплен серьёзный опыт по автоматизации различных систем в ЖК, которые позволяют повысить комфорт и безопасность домов и придомовой территории. "И мы планируем развивать это направление. Обсуждаем с партнёрами из строительной отрасли проекты по внедрению различных решений по цифровизации строящихся объектов, причём разных классов и уровня стоимости", — добавляет он.