Участники рынка назвали главные тенденции, которые в скором времени навсегда изменят развитие современных бизнес-парков.
Как указано в международном исследовании JLL "Современные тренды в реализации бизнес-парков", сегмент бизнес-парков меняется вместе с офисным рынком под влиянием факторов, воздействующих на спрос и связанных со структурными сдвигами в экономике, которые значительно ускорились на фоне пандемии.
Эксперты пришли к выводу, что сейчас девелоперы начинают активно переосмысливать подходы при проектировании и строительстве новых офисных зданий, ориентируясь на изменившиеся требования арендаторов.
Среди глобальных изменений выделяется тренд гибкого подхода и создания общественных пространств в новых проектах.
“
"Современные офисные здания давно перестали быть просто местом работы — девелоперы стремятся создавать многофункциональные проекты, в которых есть всё необходимое для жизни и работы сотрудников. Поэтому крупные бизнес-парки, как правило, интегрированы в состав комплексных проектов, подразумевающих многофункциональную застройку более масштабных территорий и реализующихся по модели Work.Live.Play.Learn. Этот тренд взяли на вооружение девелоперы таких проектов, как Pier 70 в Сан-Франциско, One North в Сингапуре, Paddington Central в Лондоне, "Ростех-Сити" в Москве", — отмечают авторы исследования.
Создание собственной уникальной среды внутри и вокруг бизнес-центров называют ещё одним важным трендом. При проектировании девелоперы закладывают в концепцию значительный объём мест и функционала для общего использования, которые позволяют повысить спрос на площади в целом или получить дополнительный доход от использования пространства. В частности, в проекте Paddington Central в Лондоне открытая терраса совмещена со спортивными площадками, где сотрудники могут отдохнуть в перерыве между работой, а компании-арендаторы — провести небольшое спортивное мероприятие. На территории между корпусами расположен многоуровневый зелёный амфитеатр, где организуются лекции, корпоративные и общественные мероприятия на свежем воздухе.
Подобный взгляд архитекторов позволяет повысить лояльность к проекту, ведь девелоперы стремятся создавать сообщества для будущих резидентов. Например, собственники могут устраивать различные мероприятия для арендаторов, использовать открытый подход при планировании зоны ресепшен, мобильные приложения с полезной информацией для резидентов и многое другое.
Третья тенденция — смешанное использование и SaaS, когда пространство воспринимается как услуга. Это веяние экономики совместного потребления, которое хорошо прослеживается на примере комплексных проектов, в рамках которых также реализуются крупные бизнес-парки формата built-to-suit (BTS). Их якорными арендаторами становятся лидирующие компании на рынке. В таких проектах предусмотрены различные виды гибких пространств, activity-based-паркинг, широкий спектр smart-услуг, которые позволяют арендаторам быстро и технологично решать различные задачи.
"Зачастую строительство офисных зданий в формате BTS позволяет реализовать наиболее современные и инновационные проекты. Так как девелопер ещё на стадии проектирования уверен, что будущий объект будет сдан в аренду и ему не придётся заполнять его арендаторами. Кроме того, крупные технологические компании, такие как Google и Apple, стремятся соответствовать последним трендам офисного строительства, что подразумевает внедрение инновационных решений и смелые, нестандартные out of the box архитектурные концепции", — подчёркивают в JLL.
Немаловажное значение имеют технологии и пользовательский опыт (UX) — чтобы идти в ногу со временем и привлекать самых технологичных и надёжных арендаторов, девелоперы теперь вынуждены искать новые решения, способные выделить их на фоне конкурентов. Для этого разрабатывают новые мобильные приложения и системы автоматизации. IT-продукты не только облегчают жизнь резидентам, но и делают здания более энерго- и водоэффективными, повышают уровень его безопасности. Сами девелоперы и арендаторы при этом получают ценные статистические данные для дальнейшей оптимизации. Кроме того, внедрение новых технологий также позволяет отслеживать well-being сотрудников и повышать уровень комфорта и качество работы.
С каждым годом всё более актуальным становится тренд на озеленение и естественную среду. Этот процесс связывают с усиленным вниманием к заботе о сотрудниках и возросшим фокусом на экологичность. Интеграция природных элементов и ландшафтных парков в состав застройки не только оказывает позитивное влияние на экологию проекта и здоровье сотрудников, но и создаёт дополнительный функционал в бизнес-парках, говорят специалисты. Так, в "Ростех-Сити" благоустроенная территория занимает значительную часть проекта — 6,5 из 10 га. В этом бизнес-парке ресть парковые зоны, полузакрытые "зелёные" переговорные, где можно поработать, провести деловую встречу или просто отдохнуть.
"Транспортная инфраструктура в крупных мегаполисах по всему миру перегружена, при этом новое офисное строительство в центральных районах практически отсутствует. Идея создания новых точек притяжения заключается в том, чтобы развивать деловые кластеры комплексно, чтобы у резидентов была возможность не покидать район своего проживания и места работы. Этот глобальный тренд особенно актуален в период пандемии и отвечает потребностям арендаторов с точки зрения локации и удобной транспортной доступности, а также развитой инфраструктуры. Офис должен быть безопасным и комфортным местом для сотрудников, а современные бизнес-парки — предлагать полноценный сервис в рамках одного проекта", — рассуждает руководитель отдела стратегического консалтинга JLL Юлия Никуличева.
“
Последние два года наблюдается тренд на мобильность — бизнес отдаёт предпочтение гибким офисам, в которых одно помещение может выполнять несколько функций. Такие пространства дешевле, не требуют перепланировки, благодаря многофункциональности не простаивают — на них постоянный спрос. Но к помещениям есть свои требования: минимальное количество проводов и техники, функциональная мебель — всё должно быть мобильно и легко в использовании.
С учётом этого тренда мы спроектировали в IT-пространстве для бизнеса Resonance Space многофункциональный и гибкий конференц-зал. Часть зала можно разобрать на пуфы и сделать зону для сбора проектной команды. Есть возможность поделить помещение на 2 с помощью перегородки, поглощающей звук, и проводить 2 встречи одновременно. Также зал подключен к системе бронирования BOOCO от AUVIX, с помощью которой легко отследить его занятость, анализировать загруженность и планировать встречи.
Ирина Алексеева
Директор по корпоративным продажам NBCom Group