В Петербурге формируется полноценный кластер разработчиков стартапов в области sporttech и fitnesstech.
По прогнозам Института статистических исследований и экономики НИУ ВШЭ, российский рынок спортивных технологий достигнет $42 млрд к 2026 году. Если говорить о конкретных стартапах, то стоит отметить, что чаще всего это оказываются решения не для профессиональных спортсменов, а скорее для любителей. В пандемию популярность набирают инструменты, позволяющие пользователю заниматься физкультурой без посещения спортзала. Хотя авторы некоторых продуктов вывели их на рынок ещё до локдауна.
Всегда на связи
Сервис TrainWith.Pro запустили в 2019 году. Он решает проблему отсутствия цифровой инфраструктуры для коммуникации между тренерами спортивных клубов и их клиентами. Это приложение, в котором отображается календарь с различными фитнес–активностями. При этом тренер и клиент скачивают одно и то же приложение, но в зависимости от того, кем они являются, интерфейс для них будет открываться по–разному: клиент получает определённый набор заданий, а тренер собирает и анализирует обратную связь, корректируя программу занятий. Клиент может использовать приложение для смартфона или для smart TV, а тренерский интерфейс работает через приложение или интернет–браузер.
Как рассказали "ДП" создатели проекта, за 2 года с помощью платформы TrainWith.Pro было проведено несколько десятков тысяч тренировок. Сейчас в приложении зарегистрированы 350 специалистов. Могло бы быть больше, но этому слегка мешает инерция мышления.
"Крупные сети спортивных клубов периодически сами пытаются разрабатывать подобный продукт, но у них стоит другая задача, которая всё ещё остаётся нерешённой, — конкуренция за клиента. В основном клубы не готовы экспериментировать с подобными диджитал–инструментами. Они до сих пор своей основной задачей видят увеличение продаж. Для большинства игроков рынка ещё актуальны олдскульные проекты", — разводит руками сооснователь стартапа Андрей Муратов.
Непосредственно в разработку проекта было вложено около 1 млн рублей, не считая расходов на зарплаты специалистов, а также затрат на контент–составляющую приложения. Муратов признаёт, что проект создавался с оглядкой на некоторые западные продукты, в частности приложения для занимающихся триатлоном: в этом виде спорта подавляющее большинство взаимодействий между тренером и клиентом — именно дистанционные.
В сторону спорта и ЗОЖ решили пойти создатели платформы Beregifiguru (резидент "Технопарка Санкт–Петербурга"), включающей web–портал и мобильное приложение. Изначально, когда продукт только создавался, он представлял собой сайт с набором калькуляторов (потребления калорий, идеального веса, процента жира, размера одежды и т. д.).
Сейчас создатели проекта разрабатывают новую систему на основе аналитики, собранной big data, которая будет показывать онлайн–ретейлерам, какие товары наиболее популярны у пользователей.
"Это станет новым стратегическим этапом нашего развития. У нас появился smart–money–инвестор. Монетизировать новый продукт мы собираемся через премиум–подписки. Сейчас проводим переговоры о пилотировании рекомендательной системы продуктов питания с крупными ретейлерами", — рассказал основатель стартапа Beregifiguru Михаил Коряков. В следующем году проект хотят начать готовить к выходу на рынки США и Европы.
Синдром ЗОЖ
Всё это — не единичные примеры. По словам Андрея Муратова из TrainWith.Pro, в городе на Неве сейчас формируется кластер разработчиков проектов в сферах sporttech и fitnesstech.
"Большинство интересных проектов, которые нам знакомы, родом из Северной столицы. Однако нам помимо Петербурга и СНГ в целом интересны также испанский и португальский рынки", — говорит он.
При этом предприниматели называют регион самым активным с точки зрения заинтересованности пользователей. Михаил Коряков отмечает, что в Петербурге быстро растёт доля людей, заинтересованных в ЗОЖ. В основном это происходит за счёт молодёжи, для которой это становится естественным стилем жизни.
"Спрос на подобные проекты в городе однозначно есть. Я думаю, что он связан с финансовыми возможностями людей, так как это всё–таки не товары первой необходимости", — говорит он.
Смотреть шире
На рынке sporttech есть решения, область применения которых не ограничивается сугубо спортом. Или, наоборот, нашедшие применение в спорте, хотя разрабатывались для другого. Например, 5 лет назад в Петербурге создали нейростимулятор Brainstorm, позволяющий осуществлять тренировку различных умственных способностей.
Среди покупателей этого прибора есть спортсмены, которые хотели бы улучшить свои результаты. Автор проекта Тимофей Глинин рассказал, что некоторое время назад в рамках научно–технического гранта Фонда содействия инновациям его компания предложила специальную модификацию прибора для спортсменов. "Мы проводили исследования совместно с петербургским Университетом им. П. Ф. Лесгафта. Задача была посмотреть, может ли нейростимуляция улучшать эффективность в тренировках подтягиваний. Мы увидели, что за шесть занятий благодаря стимуляции моторной коры головного мозга можно двукратно увеличить эффективность", — поделился Глинин.
Разумеется, sporttech не ограничивается только решениями для тренировок. Недавно в Петербурге создали проект "Спортивное зрение" — комплексный сервис организации спортивных трансляций. Сюда входят как отдельная камера, которая обеспечивает видеопоток в разрешении 8к, так и стриминг–сервер. С помощью трёх объективов камера даёт широкоугольную картинку, а специально разработанная нейросеть обрезает необходимый сегмент, где происходит действие. Таким образом можно организовать видеопоток с площадки, где установлено оборудование, и вести прямую трансляцию в высоком разрешении без участия съёмочной группы. Трансляция может вестись на YouТube, Twitch и других стриминг–сервисах.
Как отмечают разработчики, сегодня позволить себе вести прямую трансляцию могут только организаторы крупных мероприятий. В основном к таким относятся соревнования по популярным видам спорта (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д.). Для событий небольшого масштаба это слишком дорого. Для качественного эфира понадобится около 10 камер, эфирная аппаратная, съёмочная группа и т. д. Разработчики стартапа считают, что могут решить эту проблему.
"Если говорить только о рынке России, то здесь сегодня представлено более 300 тыс. спортивных объектов. Предположим, что нашими клиентами станут хотя бы 10% из них — это уже значительный объём контента, снятого на спортивных состязаниях и других мероприятиях. Конечно, мы рассматриваем варианты дальнейшего развития проекта не только на территории России. Но в нынешних обстоятельствах пандемии и кризиса полупроводников каждый следующий шаг планируем с осторожностью", — поделился директор по маркетингу проекта "Спортивное зрение" Юрий Станиславский.
Партнер проекта "Живи здорово" —
GrowFood
(ООО "ГФ Трейд")