Небольшим соцсетям нужно осваивать новые форматы. Пока же они представляют собой историю о хорошо забытом старом.
С каждым годом количество пользователей социальных сетей в мире увеличивается. По данным международного агентства We Are Social, в начале 2021 года уровень проникновения интернета в Россию составил 85%. Социальными сетями (по январским показателям) пользуются 67,8% населения страны — 99 млн человек.
Лидерство с точки зрения популярности у российских пользователей уже пятый год подряд удерживает YouTube, который смотрят 85,4% от общего количества пользователей соцсетей. Вторую строчку держит "ВКонтакте" (78%), следом идут Whatsapp (75,8%), Instagram (61,2%), "Одноклассники" (47,1%), Facebook (34,9%). Интересно, что две соцсети, которые в последнее время всё больше набирают популярность, — TikTok и Telegram отстают по показателю количества юзеров. На TikTok приходится 30,4% от общего числа, на Telegram — 27,4%.
Всё меньше внимания в последнее время достаётся ClubHouse, небывалый хайп вокруг которого бушевал в начале весны. На это указали сразу несколько экспертов, с которыми пообщался "ДП". При этом некоторые отметили, что предполагали такое развитие событий.
"У ClubHouse, на мой взгляд, изначально был провальный формат. Там нельзя было фиксировать контент, а такая возможность является одним из плюсов всех социальных сетей. Он жив, хотя у широкой аудитории уже неактуален. Он может стать локальной сетью некоторых ниш, например инфобизнес, эзотерика и т. д., основная цель которых — общение с потребителями звукового контента", — отметил создатель и владелец рекламного агентства "КапитанSMM" Андрей Капитонов.
Большинство форматов социальных сетей (если не все) на сегодняшний день уже опробованы, а некоторые из них повторяют друг за другом. В качестве такого примера эксперты называют TikTok: он некоторое время имел уникальный формат, пока Instagram не запустил на своей платформе формат Reels — по сути аналог TikTok.
Тем не менее есть те, кто даже во времена Facebook и VK продолжает инвестировать в такие продукты. Один из примеров — недавно запущенная петербургскими предпринимателями SwapMap, которая летом появилась в App Store и Google Play. Это тематическая соцсеть, которая позволяет находить интересные события (показывает более 300 в день) и планировать их посещение. В приложении показывается карта, где видны как ивенты, так и пользователи, которые на них присутствуют. Сервис работает в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Краснодаре и некоторых других городах.
На начальном этапе в SwapMap были зарегистрированы 1,4 млн пользователей. Платформа работает по b2b– и b2c–направлениям: создать собственное событие может как компания, так и частное лицо. Создатели проекта рассчитывают до конца года занять 10% рынка российских соцсетей и 30% среди сервисов по продаже и бронированию билетов.
Комментируя запуск соцсети, Андрей Капитонов отмечает, что предсказать её будущее сложно, но ясно, что такой формат не нов для пользователя. Эксперт напоминает о приложении Foursquare, которое было популярно в начале 2010–х. Уже тогда отдельные владельцы смартфонов не могли зайти в кафе или музей без того, чтобы "не зачекиниться".
СЕО Tiktopers Дмитрий Башкиров считает, что соцсетям с относительно небольшой долей рынка удаётся держаться за счёт нишевости.
"Например, мессенджер Openland нацелился на нишу общения бизнесменов и стартаперов. Мы используем его, чтобы общаться с русскими фаундерами, например когда нужно получить поддержку при выходе на Product Hunt в США, — говорит он. — Новые продукты появляются часто, но хороших мало. На Envato можно найти десятки базовых скриптов для создания соцсетей или мессенджеров. Чтобы сделать нишевую историю с посредственным кодом, хватит и $200. Но так как разработка подобного продукта на уровне международных конкурентов — вопрос миллионных инвестиций, гораздо проще выбрать другую сферу и действовать в ней".
Говоря о наиболее перспективных проектах, Башкиров снова указывает на Openland петербургского предпринимателя Юрия Лифшица.
Эксперт отмечает: этот продукт выполнен грамотно, но ему не хватает некоторого функционала, в результате пользователи знакомятся с ним и уходят в Telegram.
Учредитель ESF Group Дмитрий Семёнов склоняется к мнению, что некоторые соцсети выживают только благодаря тому, что люди однажды в них регистрируются, а потом сидят просто по привычке. Классический пример — "Живой журнал", хотя он всё больше теряет аудиторию. Известны и локальные истории.
"Когда Instagram временно банил Рамзана Кадырова, была запущена сеть Mylistory. Её активно пиарили, и около года она была запасной сетью у чеченской аудитории. Сегодня она у меня не загружается", — вспоминает Капитонов.
Директор по digital & social media PR Partner Дамир Фейзуллов указывает, что среди предпринимателей прослеживается желание закрыться от внешнего мира и оказаться среди единомышленников.
Однако, вступив в тематическую группу в Facebook, невозможно отгородиться от назойливых предложений заодно присоединиться к любителям кошек, кулинарии или астрологии. Выходит, построить отдельные малые комьюнити возможно только на новых площадках.
"Есть элитарная соцсеть ASmallWorld, куда можно попасть только по приглашению, имея высшее образование и определённое финансовое положение. Там нет рекламы, поэтому её создатели запрашивают ежемесячную абонентскую плату. Или Nextdoor, в которой решили познакомить поближе соседей, а не объединять людей из разных частей света. Тут все настроены на взаимовыручку, легко найти няню или обезопасить свой район, сообщая о подозрительной деятельности", — приводит примеры Фейзуллов.