Автомобилистам пообещали отменить обязательный техосмотр. Правда, не для всех и только после выборов. Но идею уже официально одобрили в правительстве.
Эта инициатива стала неожиданной развязкой в двухлетней истории реформы ТО — фактически так и не начавшейся. Опрошенные "ДП" эксперты скептически оценили революционные планы властей.
Долгая реформа ТО
О необходимости перемен в системе техосмотров говорили давно. Год назад в силу должны были вступить новые правила.
Предполагалось, что с 8 июня 2020 года бумажные диагностические карты, которые автомобилисты зачастую просто покупали с полисом ОСАГО, заменит единая информационная система. Доступ к данным из этой системы, включая фото машины на станции техосмотра, геолокационные метки и время ТО, завизированные электронной подписью техника, дали полиции и страховщикам.
Отдельную новеллу составляла аккредитация операторов техосмотра и оценка их реальной пропускной способности. Как писал "ДП", владельцы СТО влезали в долги, чтобы подготовиться к изменениям в срок.
Однако старт реформы перенесли на 1 марта 2021 года (и уже тогда шла речь о том, что многие СТО не доживут до начала работы по новым правилам), а затем — на октябрь. Власти ссылались на сложную ситуацию с коронавирусом. На деле аккредитованных операторов техосмотра просто оказалось слишком мало, чтобы система заработала в полную силу.
В реестре Российского союза автостраховщиков на тот момент числилось всего 5,6 тыс. лицензированных станций на всю страну, а в некоторых населённых пунктах их не было вовсе. Ситуация грозила коллапсом, так как без ТО не оформить ОСАГО, а без страховки нельзя садиться за руль.
На этом фоне с августа водителям разрешили получать полисы автострахования без техосмотра. А в сентябре правительственная комиссия под руководством вице-премьера Марата Хуснуллина согласилась избавить автовладельцев из числа физических лиц от ТО совсем.
При чём тут выборы
Идея была подана как инициатива "Единой России". Секретарь Генсовета ЕР Андрей Турчак пообещал, что члены партии власти вместе с кабмином доработают необходимый законопроект, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве.
Известно, что ТО хотят оставить обязательным только при смене владельца авто и только в случае, если машине больше 4 лет. Инициатива не распространяется на коммерческий транспорт — такси, каршеринг, грузовики, автобусы.
Как эта идея согласуется с принятым в 2019 году законом о штрафах абсолютно для всех автомобилистов за отсутствие техосмотра, который начнёт действовать с 1 марта 2022 года и который в своё время также поддержала “Единая Россия”, в партии не объяснили.
Впрочем, ничего нового в идее единороссов не было. Впервые об отмене техосмотра в 2016 году заговорила “Справедливая Россия”, заявила “ДП” заведующая кафедрой социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, профессор, доктор политических наук Инна Ветренко. С тех пор эта тема всплывала и на федеральном, и на региональном уровнях.
ЕР, по мнению политолога, перехватила эту инициативу именно сейчас, так как рейтинг партии власти падает, несмотря на активную электоральную кампанию и выплаты самым "голосующим" категориям избирателей — пенсионерам, учителям, родителям с детьми и так далее. Автомобильная тематика позволяет охватить более широкую аудиторию.
"Но выступить с такой инициативой сейчас — вы нас изберите, а потом мы этот закон примем — это игра в обещания", — уверена профессор.
Предложение единороссов звучит очень красиво, отметил в беседе с “ДП” председатель "Автоклуба 24" Денис Шубин. "Но если мы сейчас откроем действующие правила техосмотра, то прочитаем, что у нас первому техосмотру подлежат автомобили старше 4 лет. То есть все новые автомобили и так ездят без него", — указывает эксперт.
Техосмотр как фикция не нужен
Аналитики и участники рынка соглашаются, что техосмотр как фикция действительно никому не нужен.
"Нужен реальный техосмотр для машин старше 4 лет, в принципе то, что сейчас и прописано в законе. Это объективно. Через 4 года либо меняется владелец, либо автомобиль проходит через несколько аварий. С этого момента он начинает представлять реальную угрозу безопасности как для своего владельца, так и для окружающих", — утверждает председатель "Автоклуба 24".
Действующие требования он считает целесообразными и с точки зрения экономики, так как они создают стимул автомобилистам менять устаревшие машины на новые.
"Если всё будет идти, как идёт, и с 1 марта вступят в силу штрафы, это будет оправданно и последовательно с точки зрения правительства, и с точки зрения здравого смысла", — резюмирует автоэксперт.
С необходимостью реального ТО согласны и профессиональные перевозчики.
"Нам важно, чтобы принимаемые нововведения не коснулись безопасности клиентов такси и участников дорожного движения. Мы считаем, что техосмотр должен остаться обязательным для всех спецкатегорий транспортных средств, к которым, безусловно, относится и такси", — сообщил "ДП" директор департамента управления транспортом "Таксовичкоф" Михаил Потапов.
Обидно за предпринимателей
Ничего не говорится в инициативе ЕР о бизнесменах, которые по воле властей уже понесли существенные расходы.
"Очень обидно за предпринимателей, а это 5 тыс. человек, каждый из которых вложил около 5 млн рублей. Именно столько стоит организация станции техосмотра. Плюс расходы на два года содержания персонала, аренду и тому подобное в ожидании реального потока клиентов, который откладывался уже три раза", — оценил потери сектора Денис Шубин.
Страдают от сложившейся неразберихи и коммерческие перевозчики, рассказал "ДП" председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей "Регионы" Олег Куксов. Он напомнил, что по решению правительства до октября 2021 года требования к техосмотрам заморожены, но с перевозчиков их требуют. А когда те ссылаются на постановление властей, слышат в ответ, что оно к ним не относятся.
"На самом деле эта чехарда с изменением законодательства всех привела в изумление и недоумение. Перевозчики путаются в нормативных актах, путаются и надзорные органы. Никто до конца со стопроцентной уверенностью не может сказать, какое же решение на сегодняшний момент действует", — рассказывает глава профильного объединения.
Сервисы такси уже начали работать по новым требованиям, но на всякий случай соблюдают и старые.
"На сегодняшний день правила позволяют не возить с собой распечатанный талон, подтверждающий прохождение обязательного техосмотра, однако партнёры "Таксовичкоф" всегда имеют и печатную версию документа, чтобы предъявить как клиенту, так и сотруднику ГИБДД в случае необходимости", — сообщил Михаил Потапов.
Автопарки из числа партнёров сервиса "Таксовичкоф" проходят ТО в сертифицированных и аккредитованных центрах, ежегодно получающих государственную аттестацию. Автомобили младше пяти лет подлежат техосмотру не реже, чем раз в год, транспортные средства старше пяти лет — раз в полгода. На новые машины документы оформляются в автоматическом порядке сразу после приезда на станцию технического осмотра.
Обещать не значит отменить
Собеседники "ДП" относятся к озвученным обещаниям властей настороженно.
"Непонятно, как эта идея родилась, в каких кулуарах. Понятно, что она возникла из-за того, что не дорабатывает наше правительство. И что будет завтра после этой отмены — не берусь судить, что это надолго", — заявил Олег Куксов. Тем не менее, он считает, что вероятность принятия закона высока.
Скептически оценила перспективы законопроекта и политолог Инна Ветренко. "В условиях российской реальности популизм может и остаться популизмом. Многие обещания, данные в прошлый электоральный цикл, переходят в другой. Стопроцентной гарантии, что "Единая Россия" это выполнит, нет. Сейчас главное переизбраться на пять лет", — уверена профессор СЗИУ РАНХиГС.
Инициатива по отмене техосмотра считалась бы серьёзной, если бы рядом не соседствовало название "Единой России", полагает и Денис Шубин.
"Ясно, что это предвыборные обещания, и тот, кто внимательно читает новости, понимает, что это предложение только внесли. Возможно, потом, если их изберут, они что-то сделают", — допустил руководитель "Автоклуба 24".
По его мнению, в случае отмены техосмотра правительству придётся признать непоследовательность своих решений. А предприниматели, которые понесли расходы на организацию пунктов ТО, вправе рассчитывать на компенсации от государства.
Скачкообразные решения
Впрочем многие участники и эксперты авторынка давно привыкли, что власти склонны принимать противоречивые шаги.
"У нас в своё время в 2011 году были отменены лицензии на автоперевозки пассажиров. А в 2019-м всё вернули в три раза более сурово и сложно. Никто не сказал, почему у нашего правительства такие скачкообразные, как у кенгуру, решения", — привёл пример из недавнего прошлого Олег Куксов.
То же самое, по его мнению, возможно и сегодня. Отменят технический осмотр, а через год-два поймут, что это сделано зря, введут обратно, но более жёстко.
"Например, надо будет каждые два дня проходить ТО или установить какую-то аппаратуру, или обяжут, чтобы сим-карта передавала по каждой неисправности данные в ГИБДД. Сейчас век цифровизации, можно сделать всё, что угодно", — констатирует председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей "Регионы".
Впрочем те самые "рядовые автомобилисты", опрошенные корреспондентом "ДП", проявили солидарное равнодушие к предвыборной инициативе. Ровно потому, что техосмотр всегда был для них несложной формальностью, а вкусить последствий реформы этой системы они так и не успели.