У российских ретейлеров в 2021 году на 30% выросли продажи через мобильные приложения. Рост затронул и Петербург. Однако жители города всё ещё предпочитают совершать дорогие покупки через десктоп.
В 2021 году количество установок приложений для шопинга в России выросло почти на 33%, а потребительские расходы в них — на 71%, подсчитали аналитики AppsFlyer. Сейчас отечественный рынок e–commerce занимает 5–е место в мире по установке приложений на Android и 3–е — на iOS. При этом рынок приложений ретейлеров в России один из самых быстрорастущих в мире. В AppsFlyer отмечают, что свою роль сыграл фактор пандемии. Так, общее количество установок в 2020 году удвоилось именно за периоды локдаунов и новогодних праздников.
Вирусный рост
Общероссийская тенденция справедлива и для Петербурга, но имеет свои особенности.
"С начала пандемии петербуржцы стали активнее совершать покупки с мобильных устройств. Этот тренд наблюдался и раньше, однако пандемия его существенно ускорила", — отметила Татьяна Умряева, директор по продукту "Яндекс.Маркета".
Ежегодно доля заказов на "Яндекс.Маркете" через мобильное приложение увеличивается в среднем на 5 п. п. При этом в марте 2020 года их доля в общем объёме выросла на 10 п. п. по сравнению с допандемийным уровнем.
"Жители Петербурга чаще всего заказывают через мобильное приложение товары для красоты, а с десктопа больше покупок совершают в категории “Дача и сад”. По этой причине различается и средний чек — при покупках с десктопа он выше. Самый дорогой товар, который купил петербуржец с мобильного устройства за период с января 2019 года, — smartTV LG с диагональю 76.7 — более 300 тыс. рублей. В перспективе пользователи продолжат переходить на онлайн–шопинг с мобильных устройств и доля таких пользователей продолжит расти. Однако часть пользователей, которые проводят много времени за компьютером (например, офисные сотрудники), продолжат совершать покупки с десктопа", — уверена Умряева.
Общая доля заказов через мобильное приложение Ozon уже превышает 70%. А количество заказов, оформленных через мобильное приложение в Петербурге, в прошлом году выросло в несколько раз. "В первом полугодии 2021 года петербуржцы оформили в 3,2 раза больше заказов в мобильном приложении Ozon, чем за аналогичный период прошлого года. В 3,5 раза больше заказов оформили пользователи приложения на Android, а пользователи IOS — почти втрое. При этом количество заказов, оформленных через десктоп, увеличилось на 64%", — рассказали в пресс–службе ретейлера.
Чаще всего через мобильное приложение покупают продукты питания и товары повседневного спроса, но это общий тренд на площадке. Самым дорогим заказом через мобильное приложение в первом полугодии в Петербурге стала видеокарта Gigabyte RTX 3070 GAMING OC — более 250 тыс. рублей.
За десктопом спокойнее
Через смартфоны охотнее стали покупать не только технику, но и продукты. Так, в igooods рассказали, что у них доля мобайл–покупок растёт в среднем на 5% в год. При этом в сервисе отметили, что пандемия, конечно, повлияла на многие сферы жизни, но рост числа пользователей приложений является естественным.
"Мы не видим сильных различий в составе пользовательских корзин в зависимости от устройства. Самый дорогой заказ, который наши покупатели делали через приложение, был чуть выше 70 тыс. рублей. При этом средний чек на десктопе примерно на 10–15% выше, чем в приложении. Уверены, что тренд на мобильные покупки будет усиливаться", — дополнили в компании.
На Wildberries 90% покупок из Петербурга совершаются именно через мобильное приложение. По итогам 9 месяцев 2021 года число мобильных заказов в регионе выросло на 156% год к году, а их доля в общем числе покупок увеличилась на 9%. Здесь также уверены, что это не результат пандемии, а естественный переход пользователей с десктопа, и тенденция продолжится. "Петербуржцы совершают более дорогостоящие заказы с помощью компьютеров и ноутбуков: средняя цена покупки через десктоп на 48% превышает аналогичный показатель при покупках через мобильное приложение. Мы полагаем, что, выбирая товары через сайт, покупатели более размеренно подходят к шопингу и поэтому позволяют себе более существенные траты. Они постепенно формируют корзину, откладывая в неё товары в течение нескольких дней, в то время как пользователи мобильного приложения делают более быстрые и частотные заказы", — поделились наблюдениями представители маркетплейса.
В ТЦ не вернутся
Разработчик приложений на iOS Артём Алексеев довольно высоко оценивает уровень существующих продуктов. "Но, честно, все ретейл–приложения отчасти тривиальны и похожи, потому что по факту это просто каталог товаров с выбором доставки и оплатой. Субъективно и навскидку я даже не придумаю, чего такого не хватает тому же приложению Ozon", — оговаривается он. Основным драйвером Алексеев считает экономию времени и денег, так как часто товары в приложениях стоят дешевле, чем в стационарных магазинах.
Разработчик уверен, что этот рынок будет продолжать расти. Пандемия не закончилась, а многие люди, раз попробовав такой способ покупок, уже не захотят вернуться в торговые центры.
"В будущем мы получим пункты выдачи товаров без кассиров, то есть всё максимально будет уходить в диджитализацию с минимальным участием людей. Учитывая, что в 2020 году, по данным Percifent, 68% пользователей выходили в интернет с мобильных устройств (против 22% с десктопов), вывод напрашивается сам собой", — резюмирует эксперт.
Онлайн–ретейлеры вложили много средств в то, чтобы адаптировать свои приложения под мобильные телефоны и людям не нужно было откладывать покупку, отмечает Марк Шерман, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C. Он обращает внимание на то, что многие "мобильные" покупки носят импульсный характер — увидел, достал телефон и купил. Пока же потенциальный потребитель дойдёт до компьютера, он уже может сто раз передумать или купить у другого поставщика.
"Пандемия вряд ли оказала существенное влияние на тенденцию покупок со смартфона, в то время как раз удобнее было пользоваться компьютером. Далеко вперёд шагнули и сами мобильные телефоны. Когда самые бюджетные модели по своим функциям не уступают флагманским, всё становится очень утилитарно. А с появлением сетей 5G мобильные устройства станут ещё более востребованы. Если говорить о покупках в рабочее время, то со служебного компьютера много не закажешь, нужно использовать смартфон. То есть баланс будет постепенно смещаться в сторону мобильного телефона, думаю, что 70% покупок будут совершаться именно с него", — полагает Шерман.