Сокращение издержек стало для производителей пищевой продукции особенно актуальным на фоне коронакризиса. О том, как оптимизировать производственный процесс, "ДП" рассказали в Региональном центре компетенций в сфере производительности труда Петербурга (РЦК).
Национальный проект "Производительность труда" реализуется в Петербурге с 2019 года. Его участниками становятся как предприятия торговли, так и компании пищевой промышленности. Теперь национальный проект помогает поставщикам продукции налаживать эффективное сотрудничество с крупными продуктовыми сетями.
С каждым годом торговые сети повышают требования к поставщикам. Из-за локдауна производители должны быть готовы к ещё более изменчивым условиям, поскольку спрос на те или иные товары может резко вырасти или упасть. На этом фоне сокращение издержек и оптимизация производства становится единственным инструментом, позволяющим поставщикам обеспечить полки магазинов своим товаром быстро и без ухудшения качества.
"У наших основных партнёров, федеральных сетей, растут требования по так называемому короткому логистическому плечу. Мы должны в короткие сроки обеспечить им отгрузку продукции. Возможность выполнить такие требования упирается в производительность самого предприятия", — поясняет Владислав Богданов, коммерческий директор ООО "Предприятие продуктов питания" ("ППП"), производящего кетчупы и майонезы.
Как минимизировать производственные издержки и соблюсти требования торговых сетей? Эксперты РЦК, обращают внимание на несколько аспектов.
Нерациональная организация рабочего пространства
Специалисты нередко сталкиваются с нерациональной организацией рабочего пространства.
Так, сотрудники "ППП" тратили много времени на поиск нужных ингредиентов в кладовой и доставку их к варочным котлам.
Для решения проблемы места для хранения специй были организованы прямо в зоне варки. Согласно сменно-суточному заданию, запасы специй пополняют операторы склада. Контейнеры с ингредиентами — маркированы. В результате время перемещения варщика кетчупа внутри каждого технологического цикла сократилось вдвое. Теперь он больше времени уделяет значимой работе — варит кетчуп или замешивает майонез, а не занимается поиском специй и их доставкой.
Некорректная работа оборудования
Часто в ходе анализа, проводимого экспертами национального проекта, выясняется, что используемое оборудование загружено только на 50%.
Производитель овощных полуфабрикатов "Грин салат" столкнулся с подобной проблемой. Спрос на продукцию предприятия вырос. Линия упаковки салата перестала справляться с объёмами. Чтобы выполнять заказы в срок наняли еще троих человек и они параллельно с автоматической линией начали упаковывать салат вручную.
Дальнейшее повышение числа сотрудников на ручной упаковке потребовало бы дополнительного пространства и финансовых затрат.
Проанализировав ситуацию, эксперты РЦК пришли к выводу, что для удовлетворения спроса линия упаковки салата должна перерабатывать 1000 килограмм продукции в час. Фактически упаковывалось 505 килограмм.
Изучение документации производителя оборудования позволило понять, что автоматическая линия может работать эффективнее. После оптимальной настройки, определенной в ходе нескольких экспериментов, пропускную способность удалось довести до требуемых объемов. От ручной упаковки отказались вообще.
Как результат, компания снизила себестоимость продукции на 3% и расширила присутствие в торговых сетях.
Нехватка кадров
Менеджмент предприятий, вступивших или вступающих в национальный проект, практически единогласно отмечает в качестве стимула к принятию этого решения дефицит кадров.
"Север-Метрополь" за полгода работы в рамках национального проекта с РЦК смог увеличить выработку на одного сотрудника на 16%. И это — не предел.
"Возможность производить больше продукции теми же трудовыми ресурсами открывает перед нами перспективы расширения производства, выхода на новые рынки", —подчеркивает гендиректор ООО "Север-Метрополь" Варвара Белецкая.
Как принять участие в национальном проекте?
Для участия в национальном проекте предприятия обязаны соответствовать нескольким критериям. Относиться к одной из приоритетных отраслей: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля. Выручка компании — от 400 млн рублей в год, доля участия иностранных налоговых резидентов в уставном капитале — не более 50%.
Важным условием реализации национального проекта является то, что участие в нём бесплатно для предприятий.
Для получения подробной информации об участии в национальном проекте, предварительной оценке перспектив и соответствия требованиям, можно обратиться к экcпертам РЦК через сайт, электронную почту или по телефону.
"В проекте уже участвуют такие предприятия, как "Север-Метрополь", мясоперерабатывающий завод "Иней", "Предприятие продуктов питания" и другие — всего 12 предприятий пищевой отрасли", — отметила генеральный директор РЦК Ирина Голубцова.