Дисбаланс экспорта и импорта бумажной продукции спровоцирован обесцениванием рубля. И устранить его по объективным причинам будет очень сложно.
06:5921 ноября 202106:59
3140просмотров
06:5921 ноября 2021
Книжные издательства заявляют о нехватке бумаги и подорожании услуг типографий из–за пандемии. Цены на печатную продукцию тоже начали повышаться.
Проблемы с бумагой обусловлены перекосом в сторону экспорта. Российский внутренний рынок оказался в заведомо невыгодном положении.
"Надо понимать, что наши предприятия в основном ориентированы на экспорт и продают свою продукцию за рубеж. Российский рынок для них мал и невыгоден. К тому же сейчас есть мировой опережающий рост цен на все товары из–за того, что было напечатано много денег во время пандемии. Цены растут во всех валютах, к тому же у нас довольно высокий курс евро и доллара. Эта тенденция была заметна ещё с 2014 года, когда изменилось соотношение курса валют, но сейчас с опережающими ценами она стала ещё более явной. Многие целлюлозно–бумажные комбинаты, которые находились на грани банкротства, например Кондопожский ЦБК, тогда начали расплачиваться с долгами и строить программу своего развития", — объясняет генеральный директор ООО "Национальное лесное агентство развития и инвестиций" Виталий Липский.
К тому же сейчас идёт постковидное оживление экономики, спрос увеличивается. Многие скупают товар, просто чтобы наполнить склады. Липский даже считает нынешний спрос избыточным.
"Ряд бумаг в России не производится. Особенно это касается качественной специализированной бумаги с высокой степенью белизны. Типографии и издательства закупают её за рубежом. Почему такой бумаги нет в России? Потому что для неё нужна высокопроизводительная линия, а уровень потребления внутри России не так велик. А на Западе в этом секторе высокая конкуренция", — добавляет эксперт.
Кроме того, в результате пандемии были нарушены цепочки поставок и логистика. Но в случае Петербурга бумага закупалась в основном в Финляндии и Швеции, а не в Китае. Поэтому здесь рынок ощутил влияние пандемии в меньшей степени.
"Предсказать, как долго будет длиться бумажный кризис, невозможно. Теоретически цены вырастут и закрепятся на этом уровне надолго", — резюмирует Липский.
Издательства предупреждают, что из–за текущих тенденций качественно напечатанные книги могут стать раритетами. Ситуация, которая сейчас происходит с ценами на бумагу, сравнима с 1990–ми годами, говорит генеральный директор издательства "Эксмо" Евгений Капьев. С начала года, по его словам, рост цен на бумагу отечественных производителей составил в среднем 25%, а на картон — рекордные 60%. Мелованная бумага закупается у иностранных поставщиков, которые подняли цены в среднем более чем на 25% с декабря прошлого года.
"Скоро цветные книги будут прямо эксклюзивом. На фоне потерь, которые несёт издательская отрасль в связи с новым локдауном (а это около 500 млн рублей в неделю при неработающих книжных), а также с учётом того, что книгоиздание по новому постановлению правительства не признано пострадавшей отраслью, — всё это неминуемо ведёт к росту цен на книги. Чего мы всячески пытались избежать, так как доходы населения не растут. Будем стараться удержать рост цен на уровне 7–8% до конца года. Однако с учётом объявленного производителями бумаги очередного повышения стоимости в 2022 году нам, видимо, не избежать более значимого подорожания", — предупреждает он.
Анна Титова, исполнительный директор ИД "Питер", отмечает, что наблюдается и типографский кризис. "Проблемы начались где–то в мае 2021 года. И с бумагой, и с типографиями. Если раньше срок печати тиража составлял месяц, то сейчас — уже три. А в некоторых типографиях срок увеличился до 3,5–4 месяцев. Сейчас у нас книги принимают на февраль. Связано это не только с бумагой, но и с тем, что очень много типографий закрылось. Плюс большой кадровый кризис", — говорит она.
По словам Титовой, цены выросли практически на всё. В первую очередь из–за роста курса евро. Поэтому "Питер" перестал, насколько это возможно, покупать импортную бумагу.
"Но картон, например, надлежащего качества в России не производят. “Меловка” по большому счёту тоже вся импортная: либо финская, либо китайская. Ещё одна причина проблем с печатью связана с тем, что издательство “Просвещение” перепечатывает сейчас все свои учебники. И типографии отдают предпочтение этим заказам. Нам открытым текстом говорят: “Нет времени, нет бумаги”", — отмечает Титова.
Картона для изготовления твёрдых обложек сейчас особенно не хватает. Также, по словам собеседницы "ДП", офсетная бумага производится в чудовищно недостаточном количестве. "Цена на офсетную бумагу отечественного производства выросла в 1,5 раза. Мы сотрудничали с Архангельским ЦБК, но теперь они полностью перешли на упаковочную бумагу, так как им это выгоднее. Иногда у меня возникает впечатление, что скоро мне не на чем будет печатать книги. Цепочки поставки с зарубежными партнёрами нарушены. В основном это, конечно, касается картона. Картон стал ужасным дефицитом в нашей стране", — рассказала она.
Небольшие издательства особенно страдают от того, что типографии подняли цены на 10%. В основном это касается маленьких тиражей до 500 экземпляров и цветной печати. "Это связано с тем, что в этом случае бумага должна быть более качественной. Можно, конечно, напечатать детскую книгу на газетной бумаге, но вряд ли это пройдёт по санэпиднормам. Да и заинтересует ли такой продукт детей?" — говорит Анна Титова.