19 ноября отмечается Всемирный день туалета, учреждённый ООН в 2001 году для привлечения внимания к проблемам доступа к услугам санитарии. В Петербурге доступ есть, и на нём можно заработать.
В Северной столице основным оператором общественных уборных является ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга". Как сообщили "ДП" в пресс–службе предприятия, в их ведении находится 656 туалетов — стационарных, модульных и передвижных. Также в это число входит 21 санитарно–гигиенический комплекс на автомобильной базе. На 11 адресах установлено оборудование для оплаты по безналичному расчёту.
В обозримом будущем государственных уборных в Петербурге может стать ещё больше. Как сообщал на нулевых чтениях бюджета глава комитета по энергетикеАндрей Бондарчук, в 2022 году планируется закупить 68 передвижных и пять модульных туалетов. Также в Смольном думают над тем, чтобы перевести туалеты на круглосуточный график, установить камеры видеонаблюдения, а некоторые кабинки в садах и парках сделать бесплатными.
Частным образом
Несмотря на развитую городскую сеть отхожих мест, в Петербурге работают и частники. По данным "ДП", это как несколько крупных компаний, которые занимаются также изготовлением, арендой и обслуживанием кабинок, так и ряд индивидуальных предпринимателей.
Как рассказала Лилия Инькова, коммерческий директор группы компаний "Биоэкология", занимающейся производством и сервисом санитарных систем, они обслуживают около 40 общественных туалетов в городе. Их установка согласовывается с комитетом имущественных отношений (КИО). Однако основными арендаторами являются строительные компании, ставящие туалеты для своих рабочих на стройплощадках. "В закупках туалетных модулей для города нашей компании не удаётся выиграть в ценовой борьбе с конкурентами, — говорит “ДП” Лилия Инькова. — А вот в закупках других регионов мы можем победить и поставить качественные современные туалеты для общего пользования".
Минувшим летом в соцсетях и СМИ обсуждалось появление на стрелке Васильевского острова передвижного туалета на базе "Газели" под вывеской "У Ссаныча". Проект запустил предприниматель Александр Коновалов. Он тогда сообщал, что уборная рассчитана на 600 посетителей в сутки, автомобиль с оборудованием обошёлся в 1,2 млн рублей.
Как рассказал "ДП" один из предпринимателей, работавший в аналогичном формате, объём предложения в этом сегменте в городе невелик: в основном это сезонные, туристические точки. Укомплектованную машину можно купить и за 500 тыс. рублей. До пандемии за один туристический сезон эти деньги можно было спокойно отбить. Сейчас же возможностей к росту на этом рынке практически не осталось.
Писайте дома
По его словам, помимо центра города определённый спрос имеется и на подобные туалеты, выезжающие в спальные районы. Но это исключительно заработок "на жизнь".
Если взглянуть на интерактивную карту, размещённую на сайте "Водоканала", можно увидеть, что подавляющее большинство общественных уборных сосредоточено в центре города и других обжитых районах. В то время как в некоторых крупных районах новостроек таких заведений нет вообще.
В "Водоканале" объясняют, что места установки передвижных общественных туалетов определяются с учётом мнения администрации района, комитета по благоустройству и КГИОП.
"Когда проектируется жилая зона, в ней предусматриваются учреждения обслуживания. В действующем СП 42.13330.2016 “Градостроительство” для них есть норма, которая составляет один прибор на 1 тыс. человек. То есть на район в 50 тыс. жителей нужно, например, 50 приборов в общественной уборной. Так что формально это всё с лихвой перекрывается всякими парковыми туалетами, уборными у станций метро и так далее", — объяснил "ДП" генеральный директор ООО "САБ" Александр Стругач, чья компания специализируется на консалтинге в области проектирования инфраструктурных объектов.
Чужие здесь ходят
Альтернативой платным туалетам являются уборные в заведениях общепита. Хотя в России нет законодательных норм, обязывающих их пускать любого человека с улицы в уборную.
В Петербурге несколько лет действовало постановление для руководителей общепита "обеспечивать беспрепятственный доступ граждан в туалеты на безвозмездной основе". Но оно имело рекомендательный характер, а в 2007 году документ утратил силу.
"Некоторые желающие бесплатно пописать продолжают ссылаться на некое “законодательство”, не зная, какое конкретно. Если человек вежливо попросит или зайдёт с ребёнком, то мы, конечно, пустим. Но многие без спроса сразу идут в направлении туалета, а справив нужду, так же и уходят. Хотя общественный туалет “Водоканала” находится за углом. Вход туда стоит 30 рублей, за уборку сотрудники получают зарплату, а нам приходится мыть пол и унитаз после таких “посетителей” бесплатно", — пожаловался "ДП" владелец одного из петербургских баров.
Кусты ждут
По мнению урбаниста, руководителя агентства "Минаков недвижимость" Александра Минакова, помочь в решении "туалетного" вопроса в Петербурге могло бы внедрение уличных кабинок с автоматическим терминалом оплаты, которые давно распространены за рубежом. Это позволило бы не только экономить на зарплате кассирам, но и обеспечить круглосуточную работу.
Другой вариант — установка уличных писсуаров, которые можно в большом количестве увидеть в Голландии и Бельгии.
"Такие писсуары точно снизили бы количество поползновений подвыпивших граждан справить нужду в подворотнях. Проблему же отсутствия туалетов в новостройках можно было бы, наоборот, решать за счёт развития городского озеленения. Когда есть достаточное количество буйной растительности, то и не нужно устанавливать дорогостоящие павильоны и тратиться на их обслуживание", — иронизирует эксперт.