Участники рынка в будущем году ждут сокращения количества сделок и вынуждены искать новые сферы.
Тренд на повышение ключевой ставки ЦБ РФ привёл к пропорциональному удорожанию лизинга во всех сегментах рынка — от сельхозтехники до легковых автомобилей. Ситуацию осложняет и дефицит из–за сокращения объёмов производства техники. Не входящие в государственные банковские группы лизинговые компании, наиболее остро реагирующие на изменение стоимости фондирования, ожидают стагнации рынка уже в начале 2022 года.
Промежуточные успехи
По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", по итогам 9 месяцев 2021 года объём нового бизнеса лизинговых компаний в РФ вырос до 1,5 трлн рублей, на 53%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительную динамику показали 17 из 19 сегментов. Это рекордный подъём за последние 4 года: в последний раз схожие темпы роста наблюдались в 2018 году, когда рынок увеличился на 42%.
Читайте также:
Лизинг
Лизинг начал выбираться из пандемийной ямы
"Основной прирост в денежном выражении показал сегмент автолизинга (+64%), что связано с высоким спросом со стороны МСБ на фоне дефицита автомобилей и увеличения их стоимости", — отмечают в "Эксперте". По данным агентства, объём нового бизнеса по строительной технике показал более чем двукратный подъём (+106%) к аналогичному периоду прошлого года, что объясняется мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования, а также реализацией крупных инфраструктурных проектов.
"Совокупное количество лизингополучателей в автомобильном сегменте выросло за 9 месяцев на 24%, — делится выводами Татьяна Арабаджи, директор агентства Russian Automotive Market Research. — Рынок находится в фазе смены структуры спроса. Так, в сентябре по сравнению с сентябрём 2020–го количество сделок сократилось на 9%". Наибольшее снижение доли рынка в общей структуре сделок показали сектор такси (–3% в годовом выражении), торговля (–0,9%) и производство (–0,8%).
Вместе с тем в Петербурге по объёму нового бизнеса лизинговые компании показали кратный прирост: на финансирование направлено в 2,4 раза больше, чем годом ранее, 144 млрд рублей. На результат повлияло не только снижение объёмов прошлого года на фоне пандемии.
"Рост произошёл в основном за счёт отложенного спроса, повышения стоимости предметов лизинга, а также за счёт большего проникновения лизинга в продажи как инструмента приобретения основных средств", — говорит Дмитрий Албегов, руководитель группы оборудования и спецтехники компании "Интерлизинг".
"По Петербургу у нас был пересмотр плана в сторону увеличения ещё в начале 2021 года, затем было два повышения, после I квартала и в середине года, — отмечает Андрей Бугров, руководитель дивизиона “Санкт-Петербург” компании “Балтийский лизинг”. — На сегодня у нас 100% выполнения после корректировок, и, думаю, на 15–20% мы план перевыполним".
По его оценке, на начало ноября объём нового бизнеса компании в городе вырос в 1,9 раза, до 11,5 млрд рублей, количество сделок увеличилось в 1,4 раза.
"Подводя итоги за 10 месяцев 2021 года, мы в целом довольны результатом на 80%, по итогам года ожидаем небольшой прирост на 5–10% по сравнению с предыдущим", — рассказывает Александра Христофорова, совладелец лизинговой компании "Петербургснаб".
Цены идут в рост
Опрошенные "ДП" участники рынка отмечают, что стоимость лизинга стала возрастать только осенью текущего года, тогда как банковское кредитование начало дорожать уже весной, сразу после начала цикла ужесточения денежно–кредитной политики ЦБ РФ. В среднесрочной перспективе стоимость лизинга будет увеличиваться, в том числе из–за роста отпускных цен производителей. На текущий момент увеличение составило 2–4%.
"Повышение ключевой ставки внесло свои коррективы, но лизинговая отрасль разрабатывает смягчающие инструменты, условия сделок стали более гибкими, авансы снижены, а сроки договоров увеличены", — рассказывает Андрей Бугров.
"Рост стоимости финансирования в нашей компании пропорционален росту ключевой ставки, мы традиционно стараемся сдержать рост ставок или, по крайней мере, его отложить", — солидарен Дмитрий Албегов.
"С точки зрения фиксации ставки вдолгую предпочтение отдаём облигациям и частным займам, — поясняет Александра Христофорова. — Некоторые банки идут на повышение ставок по ранее выданным кредитам. С другими нам удаётся договориться о сохранении условий кредитования, аргументируя это тем, что при повышении ставки для лизингополучателя мы рискуем потерять качественный портфель". Это может произойти, если лизингополучатель досрочно выкупает предмет лизинга. При этом, как отмечает эксперт, сохраняется риск изменения условий банковских кредитов, что можно расценивать как негативный сценарий.
Новации закона
С января будущего года в регулировании отрасли произойдут два важных изменения, которые, по мнению участников рынка, позволят расширить круг потенциальных получателей лизинга.
"Основные изменения планируются в бухгалтерском учёте, в связи с чем мы планируем дальнейшую автоматизацию бизнес–процессов и адаптацию под новые требования", — рассказывает Александра Христофорова. Это поможет ещё сильнее развить дистанционные каналы продаж.
"Вступает в силу требование об обязательной передаче данных о сделках в одно из действующих бюро кредитных историй. Некоторым лизингополучателям это поможет, ведь, имея даже небольшие обороты, но хорошую кредитную историю, они смогут быстро получить одобрение заявки на сделку, — поясняет Андрей Бугров. — Соответственно, лизинговые компании смогут при меньших усилиях и временных затратах повысить качество портфеля".
Тем временем глобальные изменения в федеральный закон о лизинге всё ещё находятся в работе у законотворцев с 2016 года.
И никто не может предсказать, когда дело начнёт двигаться к своему логическому финалу.
“
В декабре ждём очередного увеличения ключевой ставки. Безусловно, этот факт дополнительно подогревает клиентский спрос, но в это же время мы ощущаем всё сильнее проблему дефицита автомобилей и техники на рынке. Несмотря на небольшое снижение количества профинансированных сделок в III квартале, количество заключённых договоров остаётся на плановом уровне. Причина тому — длительные поставки предметов лизинга, переходящие уже на вторую половину 2022 года. По итогам 10 месяцев наш портфель вырос на 30% относительно показателей 2020 года. По итогам года мы прогнозируем выход на целевые показатели, во многом за счёт перевыполнения плана в первом полугодии.
Дмитрий Асадов
руководитель северо–западного дивизиона продаж ГК "Альфа–Лизинг"
“
Я не могу назвать серьёзные изменения в спросе. Пока рынок ведёт себя так, как будто ничего не произошло. Показатели за 10 месяцев оказались даже лучше, чем мы планировали. Прогнозируем рост нашего портфеля на конец года не только к предыдущему году, но и к собственным плановым цифрам. Ситуация на рынке развивается быстро. ЦБ РФ несколько раз поднимал ключевую ставку, что, естественно, отражается на стоимости лизинга. В то же время рынок по активности пока не показал остановки. Бизнес слабо отреагировал на первые изменения. В декабре ожидается очередное повышение, и есть риск, что после Нового года рынок приостановится для "принятия" новой действительности.
Дмитрий Ефремов
заместитель генерального директора "Сименс Финанс" По Северо–Западному региону