Работодатели из сферы IT стали более лояльны к выпускникам курсов переподготовки. Но недоверие к онлайн–школам сохраняется.
Переживаниями по поводу кадрового голода игроки рынка IT делятся давно. Несмотря на то что такие специальности лидируют по популярности у абитуриентов и студентов вузов, специалистов компаниям всё равно не хватает. Параллельно с этим идёт другой процесс. Рост автоматизации на предприятиях различных сфер деятельности приводит к тому, что отдельные профессии становятся ненужными. Это побуждает многих людей задуматься о переквалификации на более востребованную специальность. Нередко они начинают интересоваться именно сферой IT как наиболее популярной и высокооплачиваемой.
Кузницы кадров или недоучек?
HR–директор компании "Рексофт" Дмитрий Скрипкин говорит, что нехватка кадров в отрасли настолько высока, что если у человека есть желание переквалифицироваться из текущей специальности в IT–профессию, то это вполне реально и работодатель будет это приветствовать. В конце концов никто не ждёт, что такой человек моментально станет разработчиком ПО. Начать карьеру можно со смежных профессий: тестировщик, аналитик, дизайнер, product owner, копирайтер скриптов, технический писатель.
CIO интернет–агентства "Альянс+" Сергей Кондратенко согласен, что переобучение в сторону IT уже плотно вошло в жизнь бизнеса. Конечно, стать полноценными специалистами готовы далеко не все. Но первые шаги в эту сторону делаются: маркетологи осваивают цифровые инструменты и становятся аналитиками, часть менеджеров начинают заниматься поддержкой внедрённых продуктов.
Вопросом обучения и переобучения специалистов петербургские игроки рынка озадачились давно. Некоторые уже не первый год инвестируют в собственные курсы, другие ведут совместную работу с вузами. А кто–то занимается тем и другим параллельно. Также агрессивно рекламируются онлайн–школы: GeekBrains, Skillbox, "Яндекс.Практикум" и другие. Курсы дополнительного образования, где можно получить знания, необходимые для работы в сфере IT, есть и у петербургских вузов.
По мнению Екатерины Дементьевой, директора по персоналу компании "МойОфис", онлайн–образование — хорошая возможность прокачать свои скиллы. Хотя уровень его, конечно, не столь высок, как у профильного университетского. Представители некоторых компаний рассказали "ДП", что часть их сотрудников оттачивали практические навыки с помощью онлайн–курсов, но первоначальную базу получали всё же в вузах.
Немало и тех, кто склонен к резко критическим оценкам, называя онлайн–курсы "кузницей недоученных айтишников".
"Рекрутеры говорят, что в описаниях вакансий всё чаще можно увидеть приписку “выпускникам онлайн–школ не обращаться”. Практика показывает, что после онлайн–курсов специалисты выходят на рынок с завышенными ожиданиями и явным недостатком практических умений. Это не означает, что программы переподготовки не способны сделать начинающего IT–специалиста, пришедшего из другой отрасли. Важно обращать внимание на статус образовательного учреждения и помнить, что диплом не заменит опыта", — указывает директор учебного центра "Сетевая академия ЛАНИТ" Марина Макарова.
По мнению директора по персоналу ИТ-компании SimbirSoft Екатерины Артюшиной, онлайн–школы и курсы могут помочь решить проблему входа в профессию. Но глобально с кадровым голодом они бороться не в силах. "У компаний есть потребность в специалистах уровня middle и senior, обладающих опытом, экспертизой в разных отраслях", — поясняет она.
Проблема большинства курсов в том, что они не нацелены на глубокое понимание профессии. "На выходе мы получаем не IT–специалистов, а в лучшем случае офис–менеджеров. Универсального сценария переподготовки не существует. Человека, не имеющего базового понятия о программировании, превратить в айтишника посредством таких занятий, мягко говоря, сложно", — уверен генеральный директор компании DZ Outstaff, финансовый директор ГК DZ Systems Матвей Кример.
Некоторые курсы по сути представляют собой набор вебинаров, которые человек просматривает, а после делает несложные домашние задания. По итогам выдаётся сертификат, а у студента появляется надежда на скорое трудоустройство с высокой зарплатой на старте.
Чтобы далеко не ходить
В приоритете у компаний остаются собственные курсы по обучению специалистов и программы стажировок, инвестиции в них растут. Например, в "Сетевой академии ЛАНИТ" отмечают, что всё чаще получают запросы на оценку уровня начинающих специалистов и разработку программ для их обучения. Если раньше таких обращений насчитывалось два–три в год, то сейчас столько же поступает за неделю. По словам Марины Макаровой, также растёт спрос на переквалификацию специалистов, например сотрудников техподдержки в тестировщиков. В компаниях понимают, что переучивать собственных лояльных сотрудников всегда дешевле и эффективнее, чем искать новых. Поэтому быстрое развитие корпоративных программ переквалификации специалистов в IT — неизбежный тренд, который укоренится в ближайшем будущем.
Сегодня у компаний просто нет другого выбора, кроме как развивать образовательное направление внутри. "Не имея подобных программ практически невозможно конкурировать на рынке разработки ПО. Да, небольшие компании обходятся без собственных образовательных инициатив. Но крупным игрокам, которым требуется постоянный приток специалистов, без инвестиций в образование не обойтись", — комментирует исполнительный директор Artezio Павел Адылин.
Как рассказала "ДП" руководитель направления рекрутинга ГК "КОРУС Консалтинг" Дарья Афанасьева, в её компании последние 5 лет развивают систему подготовки стажёров. "Ежегодно к нам приходит учиться порядка 60 человек. Работать остаётся приблизительно 80%. Программы позволяют в короткие сроки нанять, обучить и подготовить лояльных сотрудников, которые будут расти в компании", — говорит Афанасьева.
Научи учёного
Обучение затрагивает не только новичков, но и специалистов со стажем. Готовность осваивать новые знания для сотрудника отрасли — чуть ли не самое главное качество. Руководитель по работе с вузами First Line Software Иннокентий Пунтиков рассказал, что у них в компании практикуется горизонтальное перемещение сотрудников с проекта с одними техническими требованиями на проект, для которого актуальны другие.
У представителей онлайн–школ тоже есть отчётливое понимание, что необходимо расширять круг знаний и умений, которые получают их студенты.
"Если работодателю придётся выбирать между двумя кандидатами с одинаковыми hard–скиллами, то выбор будет сделан в пользу того, кто владеет и софтами: умением планировать время, работать в паре и команде, задавать много вопросов (это нормальная и правильная практика), слушать наставника внутри команды и проактивно реагировать на указания, воспринимать обратную связь и уметь с ней работать", — говорит Игорь Музыкин, руководитель направления "Программирование" в Skillbox.