Небольшие клубы и кафе с живой музыкой оказались в критической ситуации. Владельцы вынуждены анонсировать закрытие легендарных заведений.
На днях владельцы культового и одного из старейших петербургских арт–кафе "Африка" сообщили, что вынуждены с нового года закрыть вторую площадку на улице Печатника Григорьева, 13, работавшую с 2015 года. Там регулярно проходили концерты небольших коллективов, собиравшие аудиторию по 50–60 человек. Главное заведение на наб. реки Фонтанки, 130, продолжит работу. Вторую точку могут снова открыть после окончания ковидной эпопеи, если положение позволит.
"Нам не хотелось зарываться в долги, решили, что будет проще временно закрыть одно заведение. Одни коммунальные платежи по нему составляют 50–60 тыс. рублей в месяц, — рассказала корреспонденту “ДП” генеральный директор проекта Юлия Белецкая. — У таких проектов, как наш, особенность в том, что мероприятия мы организуем заблаговременно и тратим на них деньги. А сейчас нет возможности планировать".
За время пандемийных ограничений в "Африке" придумывали разные способы выживания, в том числе работали на доставку. Но ноябрьский локдаун стал последней каплей: составленную заранее программу пришлось отменять, иногородним артистам отказывать в предоставлении площадки. При этом денежной "подушки безопасности" у компании на тот момент уже не было, её пришлось распотрошить ещё в первый карантин.
"КИО изначально обещал компенсировать аренду тем, кто снимает помещение у города. В итоге нам отказали по обоим заведениям, а из–за ожидания помощи мы накопили нехилые пени. Адекватно заниматься организацией и вести рекламную кампанию сейчас сложно. Судя по откликам коллег из регионов, где ввели QR–коды, посещаемость концертов там упала на 60–80%", — говорит Белецкая.
В аналогичной с "Африкой" ситуации оказались многие петербургские арт–кафе и небольшие клубы со сценами, где раньше вполне успешно встречали свою публику известные в узких кругах исполнители.
Владельцы Sound–Cafe "LADЫ" в соцсетях указали, что проект "законсервирован до лучших времён". В разговоре с "ДП" они признаются, что несколько слукавили в формулировке: заведение фактически разорилось, его площадь по адресу: Глухая Зеленина, 2, уже заняли другие арендаторы. В сентябре 2020 года, когда кафе открылось после долгого простоя, стало ясно, что людей ходит гораздо меньше. Однако окончательно "руки опустились" после ноябрьского постановления, запрещающего в принципе мероприятия в заведениях общепита.
"Под эту формулировку мы попали стопроцентно. Кухня была для нас основным источником дохода, но идеологически выполняла второстепенную роль, ведь мы продвигали проект именно как площадку для концертов. Разрешение работать без мероприятий… Это всё равно что предложить театральному буфету: спектаклей не будет, но вы торгуйте!" — объясняет Вячеслав Ковалёв, один из создателей Sound–Cafe "LADЫ".
Индустрия камерных концертов в жизни Петербурга всегда занимала особое место. Любовь горожан к творчеству не массовых исполнителей и музыкальных коллективов кормила как рестораторов, так и артистов. Одни заведения просто сдают в аренду площадку, другие берут с выступающих процент от проданных на концерт билетов. А некоторые вообще не ведут расчётов с творческими коллективами, зарабатывая исключительно на баре и кухне. По словам участников рынка, конкуренция с каждым годом только усиливается, творческих людей на берегах Невы немало.
Правда, в последнее время многим пришлось "поменять гитару на баранку": вчерашние музыканты оказались вынуждены работать в такси или заниматься ремонтом.
Петербургский автор–исполнитель Алексей Романюта отмечает, что среди "коллег по цеху" около 70% на период пандемии сменили род деятельности, чтобы не остаться без денег. Редкие исключения — музыканты, которые могли позволить себе работать удалённо, заниматься репетиторством, вести онлайн–курсы, делать аранжировки. "По моим подсчётам, с начала пандемии я потерял около 500 тыс. рублей. В прошлом году отказался от новогодней кампании, также с марта 2020 года много концертов был вынужден отменить", — поделился он.
Из положительных моментов можно отметить, что у исполнителей появилась возможность набраться сил. Снятие ограничений дало надежду, что в будущем дела пойдут лучше. Романюта добавил, что в основном выступает в одном и том же заведении. До пандемии пробовал выступать и на других площадках, но теперь же это стало совсем нерентабельно, хотя многие кафе идут на уступки музыкантам.
Посещаемость концертов заметно снизилась. По словам Юлии Белецкой, на мероприятия, которые до ковидной эпопеи собирали полный зал, сейчас приходят человек двадцать. "Раньше концерты с полной посадкой проходили 3 дня в неделю, сейчас одно большое мероприятие — уже достижение и наше, и музыкантов", — говорит она.
Процесс составления афиш у заведений тоже осложнился. Список артистов, которые планируют выступать, нужно согласовывать с городским комитетом по культуре. По словам арт–директора клуба "Сердце" Леонида Новикова, с этим часто возникают проблемы.
"Мы пока даже не планируем мероприятий на январь–февраль 2022 года. А с ноября–декабря все концерты уже перенесены на март и апрель. До пандемии у нас было в среднем по 20 концертов в месяц, сейчас — менее 10", — рассказал он и добавил, что зрители стали менее лояльны к заведениям. Люди спрашивают, нужны ли в заведениях QR–коды, грозятся вернуть билеты.
В некоторых заведениях корреспонденту "ДП" честно признавались: "Мы на грани банкротства". Тем не менее и рестораторы, и музыканты верят, что индустрии удастся восстановиться. Во всяком случае массовых закрытий пока не наблюдается. Появляются даже новые заведения. По данным Restoclub.ru, за год в городе открылось порядка 20 заведений с живой музыкой.
"Судя по поисковым запросам, интерес людей к концертам в кафе не снижается: в The Hat и “48 стульев” публика неизменно собирается на джаз, Social Club тоже проводит спектакли и концерты. “Русская рюмочная” не отказалась от регулярных вечеров романсов. Даже места, которые раньше не славились музыкальной программой, запустили у себя живую музыку (например, кальянные Tangiers Lounge и Inside). Многие приглашают пианистов и саксофонистов", — отмечает главный редактор Restoclub.ru Татьяна Бакун.
Рассуждая о судьбе концертного направления "песни со смыслом", Вячеслав Ковалёв указывает, что этот сектор всегда был уделом меньшинства. Харизматичные, талантливые авторы есть, но, как правило, они малоизвестны. "Отрадным стало появление проекта “Необарды”. Четверо самобытных, состоявшихся авторов объединились для совместного продвижения. Они мощно заявили о себе по всей стране, хотя петербургской публике хорошо были известны и по отдельности. К сожалению, в Северной столице подобных проектов не видно", — говорит он.