В последние годы девелоперы начали массово вооружаться современными IT-решениями, в связи чем на рынке недвижимости активизировалась эволюция погружения потребителя в предложение. Как будет развиваться это направление в ближайшее время и чем ещё застройщики смогут удивить покупателей — в материале "ДП", подготовленном для спецпроекта "Недвижимость. Инвестиции. Финансы. Контуры будущего".
В сегодняшних реалиях посмотреть на макет строящегося дома, увидеть шоу-рум и представить, как будет выглядеть будущая квартира — недостаточно для выбора жилья. Покупатель должен видеть абсолютно все параметры и характеристики того, за что он платит заработанные миллионы.
На вторичном рынке с этим проблем нет. Достаточно прийти на показ и понять, что за объект выставлен на продажу. Современные агрегаторы даже предлагают провести онлайн-трансляцию из квартиры, если покупатель живёт в другом городе или у него нет времени приехать на место. С рынком новостроек всё намного сложнее. Ещё не существующий объект, условно говоря, нельзя потрогать. Именно поэтому сейчас так востребованы цифровые технологии взаимодействия с клиентами.
Цифровая квартира мечты
По данным компании "Петербургская Недвижимость" (входит в холдинг Setl Group), 75% обращений по покупке жилья сегодня приходят из интернета. И доля людей, готовых заключить сделку онлайн, постоянно растёт. Так, с начала года количество покупателей, которые забронировали квартиру и оплатили залог онлайн, увеличилось в 10 раз.
"Видеоэкскурсии и просмотр 3D-панорам также пользуются стабильным интересом: более 10 тыс. пользователей обращается к этим сервисам ежемесячно. Всё большую популярность набирают новые каналы взаимодействия и коммуникаций с клиентами. Это особенно заметно по количеству обращений в чатах и мессенджерах — за год их число возросло на 40%", — отмечают в компании.
Кроме того, заметно растёт количество пользователей мобильных приложений, в которых есть весь основной функционал сайта и доступ к полной базе квартир. В целом, трафик с мобильных устройств на протяжении последних нескольких лет постоянно растёт и сегодня составляет порядка 70%.
"Тренд на увеличение доли e-commerce прослеживается во всех сегментах рынка, и сфера недвижимости в этом вопросе не исключение. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию новых цифровых технологий, которые помогут клиенту более чётко представить и спланировать квартиру своей мечты", — отмечают эксперты компании.
Специалисты по продажам новостроек констатируют, что инструменты, позволяющие посмотреть на макет квартиры онлайн или совершить прогулку с помощью 3D-визуализации, действительно работают. Если на сайте застройщика такого функционала нет — продать квартиру становится труднее. Одними только красивыми рендерами уже не обойтись.
Актуальность цифровых продуктов для рынка недвижимости подтверждается и другими исследованиями. В частности, в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) утверждают, что 80% покупателей признают эффективность VR при выборе квартиры. Повышение конверсии продаж объектов недвижимости повышается на 15% с помощью цифровых технологий. VR-контент помогает принять решение о покупке быстрее, чем 2D-планировки. По оценкам Goldman Sachs, продажами с помощью виртуальных экскурсий уже пользуются около 130 тыс. риэлторов по всему миру, а доходы от таких продаж достигают $750 млн.
Симулятор жизни
PropTech-стартапы (от англ. Property Technologies — технологии в недвижимости) признаются одними из самых востребованных. В частности крупный акселератор стартапов Y Combinator в 2021 году составил рейтинг лучших компаний, принимавших участие в программе развития. В него вошли восемь стартапов из сферы недвижимости. В список, например, попал российский стартап по печати дома на 3D-принтере, а также искусственный интеллект, высчитывающий оптимальную стоимость аренды.
Ещё один участник рейтинга — виртуальная реальность для риелторов Matterport. Эта универсальная платформа превращает физические объекты в интерактивные 3D-туры с эффектом присутствия. Цифровая копия реального объекта, как заявляют в компании, позволяет выходить покупателям на сделку на 30% быстрее, а конечная цена продажи увеличивается на 9%.
Помимо повсеместного распространения 3D-туров в будущем будут востребованы облачные хранилища для 3D-моделей, системы для просмотра и редактирования пространства недвижимости, а также плееры, которые могут позволить людям просматривать виртуальные модели без дополнительного программного обеспечения или без установки приложений, считают участники рынка.
Возможность самому сконструировать пространство квартиры либо пожить в виртуальном шоу-руме — важный продукт, который в будущем может стать обязательным для всех девелоперов, говорят собеседники "ДП".
Не исключено, что в перспективе застройщики начнут выводить на рынок нечто вроде компьютерных игр. Строящийся ЖК поместят в виртуальную реальность настоящего города, а покупатель через VR-очки, специальный шлем или через окно в браузере сможет управлять своим персонажем. Получится смесь из SimCity и Sims — градостроительного симулятора и симулятора жизни. Клиенты смогут заранее отправить детей на игровую площадку во дворе дома и увидеть, чем там можно заняться ребёнку, спуститься из квартиры в кафе на первом этаже и поболтать с соседями, подойти к окну и оценить вид на город, и многое другое.
Сейчас застройщики вместо создания виртуального мира часто предлагают фото- или видеоизображения со стройплощадок. Некоторые предлагают взглянуть из окон своей будущей квартиру через браузер.
"При выборе квартиры на этапе застройки приходится включать фантазию и пытаться представить, как будет выглядеть пейзаж за окном. Но мы уже сейчас предлагаем нашим покупателям квартир в ЖК "Полис Приморский" посмотреть на будущий вид из окна", — отмечают в ГК "Полис Групп". В компании, например, показывают, какой вид открывается с верхних этажей одного из корпусов, который возводится на перекрёстке улицы Плесецкой и проспекта Авиаконструкторов.
Пока что создание интерактивного VR-тура по ЖК и близлежащей территории, где пользователь может осмотреть двор жилого комплекса и посетить пару квартир внутри с меблировкой стоит от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей, говорится в материалах портала о цифровизации девелопмента Digital Developer. Разработка аналогичного виртуального тура стоит от 490 тыс. до 665 тыс. рублей. Как правило, этот вид тура стоит на 30% дешевле, потому что под него не нужно разрабатывать приложение и покупать специальное оборудование. Однако в будущем вместе с ростом спроса на данный продукт расценки существенно увеличатся.