Сегодня существует множество направлений, по которым можно учиться и развивать свои профессиональные навыки. Особняком стоят школы, готовящие успешных управленцев для разных отраслей. Но любое дополнительное образование — это всегда время. На что потратить столь драгоценный ресурс, "ДП" разбирался вместе с директором Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра Эльвирой Ребко.
При выборе подходящей программы обращать внимание стоит на всё. Например, сколько лет она рынке, как много успешных руководителей получили по ней дипломы, какие перспективы открываются перед слушателями.
"Программа должна быть составлена с учётом актуальных тенденций и вызовов экономики, отражать опыт людей не понаслышке знакомых с управленческой культурой и опытом ведущих российских и зарубежных компаний. В идеале, когда все используемые на практических занятиях кейсы демонстрируют эффективную работу в рыночных условиях. Таким требованиям отвечает Президентская программа подготовки управленческих кадров, которая в этом году отмечает 25 лет. Всё это время Ресурсный центр полностью курирует её реализацию — от набора слушателей до постпрограммной работы", — рассказала Эльвира Ребко.
Директор Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра Эльвира Ребко
За последние годы в бизнес-образовании заметно сместились приоритеты. Если раньше акцент больше делался на том, как стать успешным лидером, то теперь этого недостаточно. Важно понимать ситуацию изнутри, видеть на несколько шагов вперёд и уметь управлять изменениями бизнес-процессов, которые в последние два года происходят в буквальном смысле стихийно. Такой опыт можно получить только на практике, самостоятельно решая поставленные задачи и принимая на себя ответственность.
В большинстве зарубежных образовательных учреждений законам экономики учат на примере кейсов Гарвардской школы бизнеса. Что касается Президентской программы, то новые знания и компетенции слушатели получают здесь на платформах бизнес-школ ведущих вузов нашего города, среди которых Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Петербургский Политех и другие. Кроме того, весь период обучения слушатели под руководством опытных наставников разрабатывают свой прикладной бизнес-проект.
Практические занятия, основанные на опыте крупных производственных компаний, а также стажировки на их территории, включающие, в том числе, выезды заграницу, являются неотъемлемой составляющей качественного бизнес-образования. Конечно, в эпоху пандемии стало гораздо сложнее организовывать весь процесс обучения, но программа сохранила этот ценный компонент в учебном плане, модернизировав его согласно требованиям времени.
Не менее важна и постпрограммная работа с выпускниками. В её рамках чаще всего проводятся мастер-классы и семинары. Для этого специально приглашаются эксперты отрасли, ведущие специалисты в своей сфере.
"Помимо этих традиционных семинаров и мастер-классов мы проводим встречи с иностранными партнёрами программы — Немецким Обществом по международному сотрудничеству (GIZ) ГмбХ и АНО "Японский центр по развитию торгово-экономических связей". Ещё одной отличительной особенностью программы является действующее бизнес-сообщество выпускников. Здесь участники обмениваются опытом и ресурсами, объединяются для решения бизнес-задач. А в сентябре 2021 года в Петербурге прошёл первый Балтийский форум выпускников Президентской программы, где приняли участие представители 26 регионов России", — поделилась Эльвира Ребко.
И, наконец, самое важное для любого успешного руководителя — то, что называется, быть в тренде, оперативно реагировать на изменения в обществе, мировой экономике, и, конечно, понимать специфику и проблемы региона, в котором он работает. Но как этому научить? Например, в рамках Президентской программы каждый слушатель разрабатывает проект развития направившей его организации. При этом зачастую идеи касаются не только изменений самой компании, а затрагивают актуальные вопросы социально-экономической жизни города.
"Ежегодно мы проводим конкурс "Лучший проект выпускника Президентской программы". В 2021 году сразу три работы из пяти были связаны с развитием и созданием новых продуктов и направлений в здравоохранении, а два — с внедрением инновационных технологий по переработке отходов", — привела пример Эльвира Ребко.
Реализация таких инициатив в рамках получения дополнительного бизнес-образования открывает для города новые перспективы, а для их авторов — дополнительные возможности заявить о себе не только в своей компании, но и на уровне целого региона, что в итоге положительно скажется на имидже страны в целом.