Прогнозы западных СМИ о наступлении российской армии на Украину 16 февраля, к счастью, не сбылись. Теперь МИД РФ потешается над "средствами массовой дезинформации" и просит предоставить график будущих "вторжений", Пентагон продолжает выражать обеспокоенность, а политологи спорят о том, что же это всё-таки было. Третью мировую только отсрочили или совсем отменили, чей блеф убедительнее и что на карте Восточной Европы не устраивает Москву, есть ли будущее у Минских соглашений и почему некоторые политики живут прошлым: ответы на эти и другие вопросы о зимнем обострении — в материале "ДП".
Первые сообщения о якобы готовящейся военной операции России на территории Украины, ссылаясь на данные разведки США, европейские и американские СМИ начали публиковать ещё осенью прошлого года. Британский таблоид Daily Star прогнозировал вторжение на католическое Рождество, Bloomberg писал, что война начнётся в начале 2022 года и даже рисовал карту наступления по трём направлениям (в том числе из Крыма и Белоруссии) — российские официальные лица все эти сообщения последовательно опровергали.
Между тем концентрация группировок ВС РФ вблизи западных границ страны к концу года действительно начала расти — Москва объясняла активность военных плановыми учениями.
В январе Россия начала масштабную проверку боеспособности военно-морских сил, отправив корабли Черноморского флота отрабатывать оборону Крыма и взволновав Ирландию манёврами в Баренцовом море, а к февралю перешла к грандиозным совместным учениям с Минском "Союзная решимость".
Передислокация тысяч военных, а заодно штурмовиков Су-25СМ и ракетных комплексов С-400 "Триумф", к границам с Украиной, а также на территорию соседнего государства (Белоруссии) стала для стран Запада поводом обвинить Россию в подготовке вторжения. В ответ Москва начала говорить о переброске американского оружия и боеприпасов на Украину.
Припугнули учениями
Официально число военнослужащих, привлечённых к учениям "Союзная решимость", не называлось. Прозвучали лишь не слишком убедительные заявления Минобороны Белоруссии о том, что в манёврах заняты не более 9 тыс. человек — когда предполагается участие группировок крупнее, согласно Венскому документу 2011 года, члены ОБСЕ обязаны заблаговременно уведомлять друг друга о таких учениях. А если речь идёт о более чем 12 тыс. военных — приглашать наблюдателей. Ничего из этого сделано не было.
По оценкам западных СМИ, Россия сосредоточила возле украинских границ от 100 до 130 тыс. военных, а президент США Джо Байден назвал цифру ещё больше — 150 тыс. Впрочем, с такой оценкой не согласны даже специалисты с далеко не пророссийской позицией.
"Цифры о концентрации военных РФ у украинских границ явно завышены. 150 тыс. военных — это больше, чем половина всех российских сухопутных войск... Представить себе, что Россия оголила остальные рубежи, практически невозможно", — сказал "ДП" военный эксперт Александр Гольц.
Артиллеристы у боевых машин 9К57 из состава реактивной системы залпового огня "Ураган" во время учений "Союзная решимость".
Так или иначе, на фоне растущей напряжённости издание Politico выстрелило мощным (и чрезвычайно смелым) инсайдом: газета назвала "точный день" вторжения — 16 февраля. Откуда взялась эта дата и осознавали ли журналисты, как сильно могут подставиться, не совсем понятно.
"Известно, откуда это пришло. У американцев есть сверхсекретный отдел в ЦРУ, отдел "Трёх П" — пол, палец, потолок..." — иронизирует военный эксперт, автор книги "Как воюют на Донбассе" Владислав Шурыгин.
Александр Гольц предполагает, что во всеуслышание заявлять о подготовке наступления и даже называть конкретные даты США позволила утечка. Впрочем, нельзя исключать, что она не была случайной.
"Думаю, что где-то в середине ноября в распоряжении США оказалась утечка — то ли специально организованная РФ, то ли случайно допущенная — о намерении сконцентрировать войска и что-то там организовать... И американцы, которые хорошо помнят свой позор 2014 года, когда никто не ожидал действий России, просто стали дуть на воду," — говорит Гольц.
Именно желанием перестраховаться и любой ценой предупредить возможную эскалацию ситуации он объясняет и волну эвакуаций из Украины западных дипломатов, а также отказ ряда авиакомпаний летать над территорией страны.
При этом оба собеседника "ДП" соглашаются, что для Киева ситуация с отъездом сотрудников дипмиссий и особенно бегством бизнесменов и депутатов Рады выглядела весьма плохо. "Украина пострадала, да. Но уж лучше так, чем от угрозы интервенции страдать..." — считает Александр Гольц.
Владислав Шурыгин между тем уверен, что подобные репутационные потери (как привлечь в страну иностранных инвесторов, когда из неё бегут олигархи?) способны открыть Киеву глаза на истинные цели США.
"На Украине до многих начало доходить, что их не спрашивают и разыгрывают втёмную... Для Вашингтона они — инструмент, а не объект. Американцы воспринимают Украину как оружие против России... Это осознание вызывает гнев у Зеленского, но компенсируется подачками, которые получает Киев", — заявил эксперт.
Президент Украины Владимир Зеленский в последние дни, действительно, с трудом скрывает раздражение. Пока первое лицо государства успокаивает нацию, с Запада приходят всё новые устрашающие уточнения по готовящейся атаке. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку, Зеленский выступил с обращением, в котором дал элите 24 часа на возвращение в страну, попросил журналистов не нагнетать, а заодно и пообещал вернуть Крым и Донбасс ("исключительно дипломатическим путём").
Какие ваши гарантии?
России нужны гарантии безопасности, и именно Запад, а не Москва провоцирует эскалацию в регионе. Такие слова от Владимира Путина за последний месяц неоднократно слышали и президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц (оба лично прибыли в Москву на переговоры), а также их американский коллега Джо Байден (уже несколько раз общался с хозяином Кремля по телефону).
О каких же гарантиях идёт речь? Москва требует нерасширения НАТО на восток, в том числе отказа от принятия в состав альянса бывших республик СССР, запрета на размещения военных баз США на постсоветском пространстве, а также перехода к взаимным ограничениям по вооружениям. Как сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров, позитивной реакции по основному вопросу — о нерасширении НАТО в сторону границ России — нет.
"Расширение НАТО происходило все 2000-е годы, что не мешало Владимиру Путину подписывать договоры с альянсом, никакого размещения войск на Украине при этом не происходило... Предложения России сводятся к гипотетическим предположениям. Москва говорит, что Украина просится в НАТО, и она может быть туда принята (это допущение), после чего на территории страны появятся войска (это ещё одно допущение)... До 2014 года НАТО не размещала никаких вооружений в странах Прибалтики и Польше (затем там появились усиленные батальоны альянса)", — напоминает Александр Гольц.
Ракетных комплексов альянса в прибалтийских странах нет до сих пор, но они могут быть развёрнуты в Польше, где есть американская база противовоздушной обороны. Там планируют разместить установки МK-41, на которых ракеты-перехватчики реально заменить крылатыми ракетами "Томагавк", объясняет эксперт.
К логике Москвы, ревностно отстаивающей невключение Украины в НАТО, действительно есть вопросы. Эстония состоит в альянсе уже почти 20 лет, расстояние от её границы до Петербурга, напомним, составляет всего 200 километров.
"К сожалению, это по большей части набор невыполнимых требований. Хотя среди них есть и вполне рациональные, как, например, пункт о ракетном паритете, остаётся очень много нюансов, которые намеренно не проговариваются. Договор о ракетах средней и меньшей дальности распался по инициативе США, которые использовали в качестве предлога развёртывание Россией ракет 9М729. И как здесь быть с паритетом? Россия что ли согласится ликвидировать эту ракету?" — рассуждает военный эксперт.
Выпущенная с территории Эстонии (в НАТО с 2004 года) ракета "Томагавк" могла бы долететь до Дворцовой площади за 15 минут.
То же самое касается и пункта о запрете учений вблизи российских границ: Россия предлагает новые меры военного доверия, показательно игнорируя существующие, говорит Гольц, имея в виду Венский документ 2011 года.
"Запад даже не собирался рассматривать предложения России по гарантиями безопасности... Их интересует только разговор о ракетах, потому что они тут отстают, а Россия лидирует. Снять эту угрозу благодаря переговорам для них было бы идеально. А в целом мы видим развитие плана, цель которого сдать Украину за "малый прайс". Это план по изоляции РФ, по её деструкции через экономическое давление при помощи Киева. Украине уготована роль жертвы, она должна стать поводом для того, чтобы обрушить на Россию всю мощь того, что накоплено у американцев", — делится своим видением ситуации Владислав Шурыгин.
Чемодан без ручки
Госдума 15 февраля приняла постановление об обращении к президенту с просьбой признать независимость самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик. Обсуждение инициативы (а вернее, двух схожих инициатив — от КПРФ и "Единой России") получилось весьма любопытным. Партия власти предложила сначала отправить проект постановления о признании ЛДНР в МИД, коммунисты выступили за прямое обращение к президенту.
"Народ России готов к признанию Донецкой и Луганской народных республик. Президент ведёт мудрейшую внешнюю политику, будет странно, если мы скажем: Владимир Владимирович, не забудьте с МИДом сначала посоветоваться", — обратился к коллегам депутат от ЛДПР Леонид Слуцкий.
Представитель "Справедливой России" Олег Нилов призвал собравшихся в зале "великих политиков, дипломатов, генералов и героев посоветоваться с собой" ("зачем нужен МИД?"). В итоге, поддержку получила именно инициатива КПРФ о прямом обращении (за неё проголосовали даже единороссы).
Единогласно против выступила только фракция "Новые Люди".
"Велик соблазн уйти в тему внешнего врага от проблем избирателя. Это высокая инфляция, падение реальных доходов населения... Резкие заявления и потрясание кулаками могут спровоцировать реальный конфликт, за который придётся расплатиться человеческими жизнями", — сказала депутат из Якутии Сардана Авксентьева.
Сейчас Москва официально признаёт республики Донбасса особыми районами Украины. Этот статус был прописан в Минских соглашениях, которые считаются большим успехом российских дипломатов. В 2015 году Киев настаивал, что РФ в документе должна быть представлена в качестве участника конфликта, однако вышло иначе: Минск-2 закрепил субъектность непризнанных республик и тот факт, что именно они (а не Россия) воюют с Украиной.
Февраль 2015 года. Встреча лидеров "нормандской четвёрки" в Минске. Спустя семь лет ФРГ, Францию и Украину представляют другие первые лица.
Разговоры об официальном признании ЛДНР за эти семь лет велись в России постоянно. Кремль, однако, лишь последовательно подтверждал приверженность Минским соглашениям, попутно обвинения Киев в саботаже договорённостей (краеугольный камень здесь — референдум о статусе территорий, участие в котором должны принять проживающие на Донбассе граждане Украины).
Владимир Путин высказался по поводу обращения Госдумы весьма осторожно, отметив, что у Минских соглашений ещё есть потенциал. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позднее подтвердил: признание независимости республик Донбасса будет означать отказ от соглашений, что в данный момент интересам РФ не соответствует.
"Минские соглашения остаются большим козырем России. Признать Донбасс — это значит самим от этого козыря отказаться. Если это будет сделано, Россия получит возможность разместить на территории ЛДНР военные базы, но фактически мы встретим жёсткую реакцию Запада и получим ещё один чемодан без ручки. Впрочем, Донбасс для России им является и сейчас. При этом признание я всё-таки могу допустить, а вот присоединение республик к РФ крайне тяжело реализуемо с военно-технической точки зрения. Придётся создавать границу там, где её никогда не было. На тысяче дорог нужно будет поставить блокпосты и гарнизоны в сотне деревень..." — рассуждает Александр Гольц.
Донецк, февраль 2022 года.
По всей видимости, Россия намерена оставить за собой право признать ЛДНР, чтобы держать Запад в напряжении. Прямо сейчас такое решение и разрушение Минских соглашений кажется маловероятным, уточняет политолог. Эта линия поведения вполне соответствует глобальной стратегии Москвы, которую отлично подсветило осенне-зимнее обострение.
"Россия пытается отыграть стратегическую ошибку 2014 года, когда руководство страны убедило себя, что присоединение Крыма и война на Донбассе будут быстро забыты Западом... Этого не произошло. Россия по-прежнему находится в международной изоляции, и то, что происходит сейчас, это попытка эту изоляцию прорвать. Используется единственное средство, которое есть у РФ — угроза оружием. Человека, который достал пистолет, всегда пытаются уговорить его спрятать, нравится он или нет... В последние месяцы Россию не получается игнорировать, а Владимир Путин постоянно общается с западными лидерами (при этом они сами приезжают в Москву)", — подытоживает Гольц.