Уход транснациональных корпораций принципиально изменит петербургский рынок фастфуда. Фактически бизнесу придётся создавать его заново. Впрочем, в реальности этот уход может и не состояться.
Массовая приостановка деятельности иностранных брендов в России не обошла стороной и рынок общепита. Компания McDonald’s сообщила о том, что временно закроет рестораны и приостановит работу в России. Аналогичное заявление сделала компания Yum! Brands, которой принадлежат бренды KFC и Pizza Hut. Там отметили, что находятся в завершающей стадии переговоров с держателем российской мастер-франшизы.
Обе компании являются лидерами российского рынка фастфуда. По данным "РБК Исследования рынков" за 2020 год, доля McDonald’s составляла 19,6%, KFC и Pizza Hut — 10,3%. На третьем месте находился Burger King (7,6%), и только после него шли российские бренды — "Додо пицца" (3%) и "Теремок" (1,9%). Совокупная доля иностранных сетей в России выросла с 14,4% в 2014 году до 24,7% в 2019-м.
При этом в Петербурге "Теремок" лидирует по количеству работающих заведений — их у компании около 140. По данным "Яндекс.Карты", у KFC в городе 95 заведений, у McDonald’s — 82, у Burger King — 77, у "Евразии" — 50, у "Додо пиццы" — 48, у Subway — 43.
Зарубежные сети используют в России механизм франчайзинга, но по-разному. McDonald’s долгое время работал напрямую, через свою российскую "дочку". Франчайзинг был запущен несколько лет назад, и на текущий момент у McDonald’s три франчайзи. В Петербурге работает один из них — ООО "Развитие РОСТ", принадлежащее "Росинтер ресторантс". "Развитие РОСТ" управляет ресторанами McDonald’s в аэропорту Пулково и на железнодорожных вокзалах.
У KFC и Pizza Hut доля франчайзинговых заведений выше. Мастер-франшиза принадлежит польской компании AmRest Holdings SE, которая продаёт в России субфраншизу. Все петербургские KFC работают именно по такой схеме.
Мастер-франшиза Burger King принадлежит ООО "Бургер Рус", владельцем которого выступает кипрский офшор. По сообщениям СМИ, конечными собственниками выступали Xomeric Holdings Ltd, которую связывают с украинской финансовой группой ICU (35%); владелец кофеен "Шоколадница" и "Кофе Хауз" Александр Колобов (30%) и Restaurant Brands International из США, которой принадлежит бренд Burger King (15%).
Burger King единственная из "большой тройки" сетей фастфуда на момент подготовки материала не заявила о приостановке деятельности в России. Более того, 2 марта представитель компании сделал противоположное заявление, сказав, что сеть продолжит работу и будет открывать новые рестораны.
Компании приостанавливают деятельность в России, опасаясь негатива в свой адрес в Европе и США, считает генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков. "На Западе уже начали активно осуждать McDonald’s за то, что он продолжает работать в России, — рассказывает эксперт. — Это пока не вылилось в какое-то активное движение, но, если бы оно началось, то последствия были бы гораздо хуже (для компании. — Ред.). Поэтому, конечно, в этих условиях McDonald’s вынужден принять такое решение, чтобы не пострадать на домашних рынках. Для них 10% от общего объёма продаж в России — это немало, но это не фатально. Если начнутся бойкоты их ресторанов в других странах, то они потеряют гораздо больше".
Франчайзи закрывшихся заведений придётся искать новые бренды либо создавать собственные. Но справятся с этим не все, полагает Иван Федяков. "Последние 2 года были для отрасли крайне тяжёлые, — напоминает он. — Я не уверен, что партнёры (закрывшихся брендов. — Ред.) выдержат этот удар. Я думаю, что всё-таки нам не избежать банкротств этих компаний. И, наверное, для них это будет сейчас лучший выход из данной ситуации, потому что рассчитаться по всем обязательствам перед поставщиками и сотрудниками будет практически невозможно".
Однако участники рынка полагают, что заявившие о приостановке своей деятельности компании будут до последнего стараться не уходить с российского рынка совсем. "Все смотрят на то, о чём договорятся политики, и из этого выстраивают свою стратегию", — говорит представитель Федерации рестораторов и отельеров в Петербурге Александр Марков. Тянуть время можно за счёт различных юридических процедур, отмечают участники рынка. Так, например, петербургские рестораны McDonald’s в среду продолжали работу, несмотря на то что заявление о приостановке их деятельности было сделано накануне. Дату закрытия в компании не называют.
Владелец сети "Евразия" Алексей Фурсов считает, что сами заведения никуда не денутся. "Скорее сменят название", — отмечает он.
"Просто уйти и потерять активы — это для компаний колоссальный удар, — подтверждает совладелец "Теремка" Виталий Свидовский. — По моим ощущениям, они будут одумываться и возвращаться".