Нет понимания: почему BIM в России до сих пор скорее исключение, чем правило

Автор фото: Sky reSourse

В современном мире важна скорость принятия решений. Это способствует дальнейшему развитию цифровизации и автоматизации процессов во всех сферах бизнеса, в том числе, в проектировании.

С 1 января 2022 года вступило в силу постановление правительства № 331, обязывающее участников строительного процесса создавать информационную модель объекта капитального строительства. Таким образом, на законодательном уровне была закреплена необходимость интеграции BIM-технологий и цифровых двойников. Хотя переход на новые правила анонсировался заранее, на деле работать с BIM большинство подрядчиков до сих пор не умеют. Что мешает повсеместно использовать эти технологии в нашей стране, "ДП" рассказали заместитель исполнительного директора, главный архитектор компании "Скай реСурс" Дарья Титова и руководитель отдела информационного моделирования BIM Инга Шлыкова.
Слева: главный архитектор компании «Скай реСурс» Дарья Титова. Справа: руководитель отдела информационного моделирования BIM Инга Шлыкова
Напомним, BIM — это не просто "инструмент черчения", а в буквальном смысле визуализация конечного объекта, на основе которой проектировщики смежных специальностей могут в минимальные сроки создать целостный продукт, не переполнив его лишней и ненужной информацией.
"Практически доказано, что применение BIM уменьшает трудозатраты, оптимизирует процессы, повышает качество работ, что напрямую удешевляет строительство. Кроме того, впоследствии можно осуществлять контроль эксплуатации построенного объекта", — отметила Дарья Титова.
Интерес к BIM-проектированию в европейских странах возник несколько лет назад, и на сегодняшний день технологии уже успешно применяются на рынке зарубежной недвижимости. Россия же пока существенно отстаёт в этом вопросе, хотя новые нормативы, безусловно, призваны дополнительно стимулировать стремление заказчиков к инновациям и эффективным цифровым решениям в строительной сфере.
"В данный момент существует немало трудностей на пути к применению информационного моделирования. Одной из главных и весомых проблем является неготовность заказчика к применению BIM-технологий, часто из-за отсутствия грамотности в данном вопросе. Поскольку знания по большей части поверхностные, появляется ряд моментов, которые усложняют, а то и вовсе прекращают какую-либо автоматизацию проектирования", — поделилась Инга Шлыкова.
В первую очередь, речь идёт об отсутствии единых стандартов при взаимодействии с разными заказчиками.
"Это создаёт необходимость значительно корректировать имеющуюся модель работы, подстраиваясь под каждого индивидуально. Зачастую приходится полностью пересматривать подход к проектированию отдельных разделов, что приводит к увеличению сроков и повышению стоимости конечного продукта", — пояснила Инга Шлыкова.
А с учётом того, что BIM-проектирование итак обходится строителям дороже обычного, подобные лишние расходы совершенно неуместны. Кроме того, серьёзной проблемой является несогласованность работы подразделений внутри одной компании-заказчика. Каждое из них, как правило, имеет свои требования к оформлению и наполненности документации в BIM-модели. По словам Инги Шлыковой, попытка угодить всем приводит к дублированию одной и той же информации в различных интерпретациях вплоть до выполнения отдельных этапов проектирования по нескольку раз "с нуля".
"Но главное, — добавила Дарья Титова. — В большинстве случаев у заказчика нет чёткого понимания, как происходит процесс моделирования и как функционирует сама программа. Появляются разного рода требования, из-за которых приходится идти на ухищрения. Например, вручную корректировать фактические параметры элементов модели, что исключает дальнейшую автоматизацию в работе. Таким образом, теряется главный смысл использования BIM-среды: этапы и сложность внутренней проверки соответствия данных многократно увеличиваются, взаимодействие между разделами становится серьёзной проблемой".
Но заказчики, которых сегодня ещё не так много, не должны бороться с проблемой в одиночку. Сейчас крайне необходимо выработать единый алгоритм действий, что предполагает доскональное изучение вопроса всеми участниками рынка для упрощения их дальнейшей совместной деятельности.
"Пока на данный момент даже у наиболее продвинутых компаний, где есть собственный BIM-отдел, требования к модели напоминают талмуд "всё и сразу". Заказчик пытается получить из модели весь возможный (а иногда и невозможный) функционал, необоснованно завышая степень деталировки и наполненности итогового проекта, перегружая его лишней, повторяющейся информацией. В то же время всё, что нужно понимать заказчику в первую очередь — это какая именно часть BIM-проекта на текущий момент необходима, какой объём информации можно эффективно применить и использовать с учётом собственной компетенции в BIM-технологиях, а также накопленного опыта работы с проектировщиками в BIM-среде", — подчеркнула Инга Шлыкова.
Однако понимание этого приходит не за один год работы, а постепенно, шаг за шагом, корректируется практикой и неизбежными ошибками, как в любом производственном процессе, и в итоге приводит к качественному результату.
"Здесь очень важен грамотный подход. Внедрение BIM-технологий должно быть системным, с поэтапным формированием базы и позитивного опыта от проекта к проекту. И только совместное решение "Заказчик-Проектировщик" приведёт к эффективному использованию BIM", — подытожила Дарья Титова.