Удастся ли устоять строительному комплексу в условиях ухода с рынка иностранных поставщиков, обсудили участники круглого стола "ДП".
Проблема с импортозамещением актуальна как для Петербурга, так и для всей страны, отметил председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерий Москаленко.
"Доля зависимости от импортной составляющей в разных предприятиях — от 10 до 70%. В предприятиях оборонно–промышленного комплекса она минимальная. Там, где степень локализации производств невысока — это относится к предприятиям с иностранным участием, автопроизводителям, — до 70% или чуть более. По всем остальным отраслям — энергетика, строительство — не такая высокая степень зависимости от импорта", — говорит он.
"Что касается бюджетного строительства, теоретически возможна проблема сооружения медицинских объектов, но не поликлиник, а больниц, стационаров", — говорит Валерий Москаленко. Доля иностранного оборудования на этих объектах составляет 70–80%.
Обеспечить стройки всем необходимым можно будет благодаря новой системе выплат авансов, размеры которых федеральные власти разрешили увеличить, и пересмотру существенных условий госконтрактов, также согласованному федеральным центром.
По данным комитета, общий объём выполненных по итогам 2021 года строительных работ оценивается в 460 млрд рублей, из них бюджетные стройки — 150 млрд, порядка 63 млрд — инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций. Остальное — коммерческое строительство, преимущественно жилое.
"По бюджетной стройке переносов по адресной инвестиционной программе, по тем объектам, которые должны быть введены в этом году либо в следующем, не будет", — говорит он. По итогам прошлого года объём АИП составлял 92 млрд рублей, плюс 4 млрд было потрачено на стройки из резервного фонда. В этом году потратить планировалось 140 млрд.
"Понятно, что, скорее всего, мы её подсократим за счёт того, что вновь начинаемые объекты будут перенесены вправо, но всё равно общая АИП будет превышать итоги прошлого года, она будет выше", — отметил чиновник. Точные цифры станут понятны в ближайшее время, к тому же, если доходы позволят, город сможет ещё раз пересмотреть сроки реализации проектов, вернувшись к первоначальным графикам, уточнил Валерий Москаленко.
Как неоднократно говорили чиновники и строители, до 90% материалов на российских стройках — отечественного производства. В первую очередь это касается базовых позиций, таких как бетон, арматура, а также многих инженерных систем и пр.
"Паники по этому поводу нет, импортозамещением мы занимаемся уже не первый год. Однако пока рано давать итоговую оценку всему происходящему. Сегодня приходится работать с усложнением логистики, колебаниями курса, не всегда предсказуемой ценовой политикой самих производителей. И пока мы не знаем наверняка, с какими сложностями ещё столкнёмся. С объектами, которые сдаются в этом году, никаких изменений не будет, там всё уже закуплено. Новые проекты сейчас корректируются с учётом необходимых замен европейских материалов на аналоги", — рассказал Олег Гордеев, руководитель департамента снабжения группы "Аквилон".
Ждут лифтов
В частности, он отметил необходимость решать вопросы с заменой лифтового оборудования: "Даже если лифты производятся в России, то комплектующие, например частотный преобразователь, делаются только в Европе. Сейчас мы ведём переговоры с производителями лифтов, в том числе из Китая и Белоруссии". Есть сложности и с системами отопления. "Те же радиаторы. Заводов в России, которые производят качественные приборы отопления, не так много, мы пользовались импортными", — говорит он. "Безусловно, аналоги подобрать сможем, на это понадобится время". Надо решать и вопросы с фасадами. "Хотели привезти натуральный камень из Европы, но не повезём, подбираем замены, в том числе из ближнего зарубежья, в частности из Казахстана", — рассказал он.
Гордеев также отметил, что в России нет "сильного производства" электроники, и сказал о необходимости импортозамещения насосных станций, а именно насосов: "Аналогов у нас хватает, необходимо сделать правильную замену и внести соответствующие изменения в проектную документацию".
О проблемах с лифтами говорил и Дмитрий Сухотин, генеральный директор компании "Дудергофский проект" ГК "БФА–Девелопмент". У компании было рамочное соглашение на поставку лифтов с Otis. Теперь ищут замену. Например, на рынке появились предложения от омских производителей и производителей из Китая.
"В основном анализируем инженерные системы, практически на каждую позицию ищем одну–две замены как минимум. Мы привыкли использовать определённое оборудование, по которому могли гарантировать качество. Сейчас появляется риск, потому что приходится использовать то, что не было опробовано лично. К сожалению, выбирать придётся из того, что есть. Но разумеется, мы будем очень требовательно оценивать новую продукцию, чтобы не допустить снижения качества", — отметил Дмитрий Сухотин.
"Всё равно стараемся искать российское, главное, чтобы комплектующие не пропали", — добавил он. По его словам, оптимизм есть в отношении возможного сотрудничества с турецкими компаниями. А при работе с китайскими предстоит решить вопросы с логистикой.
Краны тоже не наши
В перспективе нескольких месяцев или полугода можно ожидать проблем с обслуживанием строительной техники, прогнозируют эксперты. "Как только всё это начало происходить, наши подрядчики постарались максимально закупить комплектующие, ремкомплекты для той техники, которая сейчас используется, но в дальнейшем этот риск есть", — признаёт Дмитрий Сухотин. Большинство строительной техники — импортного производства. Проблемы с ней начались ещё в коронакризис, когда рубль стал слабеть.
"Окупаемость выросла до 10 лет, уже была проблема. Сейчас понятно, что она будет ещё более острой", — сказал Дмитрий Сухотин. К предлагаемой сейчас в качестве альтернативы китайской технике есть вопросы по качеству.
"Будем считать, что стадию шока мы преодолели. Остаётся понять, как санкции ударили по отрасли. Очевидно, что больше других пострадал сектор инженерного оборудования, особенно это касается элитного строительства, а также всё, что связано с тяжёлой стройтехникой. По базовым материалам импортозамещение не требуется, практически 90% материалов производится в России. Однако, как известно, дьявол кроется в деталях. Например, почему в прошлом году песок подорожал практически на 100%? Решили ограничить нагрузку на автодороги и ограничили её не только для большегрузов, но и для автомобилей с невысокой грузоподъёмностью. Соответственно, объём поставок на единицу техники снизился, а стоимость куба выросла", — рассказала Екатерина Медведева, руководитель Испытательного центра ГК "Глобал ЭМ". Она также отметила дефицит в регионе песка средней крупности — придётся работать с более крупными или мелкими образцами. Или платить больше. По словам Екатерины Медведевой, после введения санкций даже материалы, добытые из родных недр, из соседних карьеров, требуют мер по импортозамещению. Всё оборудование на них, например дробильные установки, как правило, импортное. Соответственно, стоит ожидать увеличения стоимости. Она привела и другие примеры: в России производят бетонные смеси, но химические добавки, которые позволяют улучшить их качество, — импортные; для местных сыпучих материалов нужна упаковка, в которой есть импортная составляющая; для производства газобетона нужно оборудование — опять же не местное.
"Безусловно, есть азиатские аналоги, но рынку требуется перестроиться. На это уйдут годы", — считает Екатерина Медведева. Она обращает внимание на необходимость дополнительных проверок и экспертиз строительных материалов, закупаемых у новых поставщиков.
Элитке не повезло
Резко образовавшиеся проблемы с импортными материалами и оборудованием больше всего ударят по проектам элитного сегмента, полагают эксперты. "Всё будет зависеть от насыщенности инженерных систем — некоторые сейчас и комфорт пытаются насытить умными домами и т. д. Но в элитке изначально больше инженерных систем, они наиболее насыщенные. На остальных сегментах — комфорт и масс–маркет — текущие сложности, думаю, скажутся примерно одинаково", — говорит Дмитрий Сухотин.
Элитное жильё пострадает в большей степени, согласился Олег Гордеев. "В основном это касается отделочных материалов. У отечественных аналогов визуальные характеристики в большинстве случаев, скажем так, попроще", — сказал он.
Текущий кризис даст толчок для развития российских производств, уверены эксперты. Однако быстро и без потерь импортозаместить всё необходимое получится вряд ли. Действующие предприятия, которые сейчас будут перегружены заказами, могут не справиться с таким объёмом. А чтобы запустить новое производство, требуется опять же импортное оборудование, а значит — большие инвестиции.
"Сейчас мы рассматриваем возможности участия в развитии внутреннего рынка микрокомпонентов для локализации производства элементов, которые используются в умных цифровых продуктах. Но если же говорить о полной локализации производства внутри страны, то без господдержки здесь не обойтись. Для частных инвесторов запуск большого серьёзного производства — большой риск. Такое развитие возможно, но только при прямой поддержке государства", — отметил Олег Гордеев.