Высококлассных специалистов из них, скорее всего, не получится.
Компании из разных сфер взялись за переобучение на IT–специальности людей, не имеющих опыта работы в высокотехнологичных отраслях. Эксперты полагают, что таким образом можно "заткнуть дыры", однако глобально проблему кадрового голода подобные курсы не решат.
Разработчики с доставкой
В апреле на платформе "Яндекс.Практикум" запустились курсы по обучению IT–специальностям курьеров, сотрудничающих с "Яндекс.Едой", "Лавкой" или "Доставкой" в любых регионах страны. Учёба стартует в июне и будет длиться от 4 до 10 месяцев в зависимости от выбранной специальности: тестировщик, разработчик, аналитик, дизайнер.
"Если уделять занятиям не менее 10 часов в неделю, выполнять домашние задания и общаться с наставником, времени освоить новую профессию вполне достаточно. Именно для того, чтобы на программы попали курьеры, готовые тратить много времени и сил, в процесс отбора мы добавили тест на мотивацию и ввели мотивационное интервью", — прокомментировали в компании.
После курсов "Яндекс" обещает помочь с составлением резюме, подготовкой к собеседованию, а также предложит подходящие вакансии. "Мы опросили наших курьеров–партнёров и выяснили, что более 90% из них хотели бы освоить новую профессию", — добавили в компании.
"Альфа–Банк" ещё в марте запустил программу Alfa Campus. Компания предлагает трёхмесячные курсы на одном из трёх факультетов — системной аналитики, тестирования и микросервисной архитектуры. Аналитике и тестированию банк научит бесплатно. Преподаватели — ведущие разработчики банка. "Факультет микросервисной архитектуры, который мы разработали вместе с командой SkillBox, — для тех, кто работает в IT от года, знает один из языков программирования и принципы разработки коммерческого ПО", — пояснил Сергей Кульпин, региональный управляющий филиала "Санкт–Петербургский" АО "Альфа–Банк".
По его мнению, 3 месяцев для обучения новой профессии вполне достаточно, если заниматься 8–10 часов в неделю. На факультет тестирования уже поступило более 16 тыс. заявок. Большинство из них из Москвы, на втором месте Петербург (1,5 тыс.). Факультет системной аналитики получил более 19 тыс. заявок. Больше всего претендентов в возрасте от 25 до 35 лет, порядка 4% — старше 45 лет. Половина не имеет опыта в IT.
Где учился — там и пригодился
Гендиректор IT–компании Pitch Александр Лебедев в целом согласен с тем, что обучить с нуля проще, чем переобучить уже состоявшегося профи. "Многие компании переходят на наём младших специалистов взамен middle и senior. Обучают джунов и профессии, и тому, как работу надо делать в этой конкретной компании. Так эффективнее. В нашей компании точно такая же кадровая политика: онлайн–школы поставляют нам выпускников, из которых мы проводим отбор. После чего берём к себе и обучаем так, как нам это надо. На выходе получаем middle–специалистов, полностью внедрённых в производственные процессы и знающих всю специфику", — объясняет он.
По его мнению, те, кто создавал такие курсы самостоятельно, взяли на себя и первый этап в этой цепочке — просеивание.
Екатерина Дементьева, директор по персоналу компании–разработчика ПО "МойОфис", считает, что не всё так радужно: "В целом переобучение — хорошая возможность для того, чтобы люди разных профессий и далее оставались востребованными. Однако реалии таковы, что юрист, который при помощи короткого курса переквалифицировался в разработчика, работодателям интересен мало. В шаблонных ситуациях он, скорее всего, сориентируется. Но при возникновении необычного кейса или необходимости взглянуть на задачу под другим углом с большой долей вероятности случится ступор. Плюс такой сотрудник может оказаться чужеродным в команде тех, кто имеет профильное образование. Курьерами часто работают люди без высшего образования, поэтому с ними ситуация ещё сложнее". Это не значит, что трудоустройство будет невозможно. Но при прочих равных многие работодатели выберут человека с профильным образованием.
Дмитрий Паршин, директор центра разработки Artezio, напоминает, что подобные курсы существуют уже давно и не сильно изменили ситуацию на кадровом рынке. Проблема даже не в качестве обучения, а в том, что курсы не отвечают потребностям индустрии и запросам IT–компаний.
"За 5–10 месяцев многочисленные “школы IT” могут подготовить специалистов по базовым направлениям, например тестировщиков. Чтобы подготовить профессиональных разработчиков со знанием популярных языков, 5 месяцев мало. Нужно изменить отбор тех, кто будет обучаться, сделать ставку на людей с математическим профилем. Но на такие курсы люди с математическим профилем или высшим математическим образованием обычно не попадают", — считает он.
Видимо, поэтому создатели курсов не делают ставку на подготовку программистов, а выпускают дизайнеров, тестировщиков или маркетологов. Эти специальности ценятся в IT, но дефицита таких специалистов на рынке труда, как правило, нет.
Драка за место
По данным hh.ru, с начала апреля спрос на IT–специалистов в Петербурге вырос на 6%. При этом динамика размещения вакансий петербургскими работодателями ниже, чем в январе–феврале. На данный момент для IT–специалистов в Петербурге открыто чуть более 11 тыс. вакансий. Наибольший спрос — на разработчиков и программистов.
В топе разработчики, работающие с Java (более 700 новых вакансий), JavaScript (чуть более 400 новых вакансий), Python (почти 380 новых вакансий за последнее время). Также в марте–апреле вырос спрос на разработчиков 1С (рост на 53% к январю–февралю). Держится спрос на тестировщиков и системных администраторов. Появляются даже вакансии помощников программистов 1С. Причём конкурс на них достаточно высок: от 25 до 30 человек на место.
Примечательно, что на фоне усиливающегося санкционного давления, проблем с софтом и поставками оборудования растёт спрос на сервисных инженеров, которые могли бы обслуживать имеющуюся технику (+10% за два последних месяца).
Соискатели более активны в поиске работы и мониторинге рынка труда. За апрель в Петербурге они разместили на 9% больше резюме, чем в марте. В марте прирост числа резюме от IТ–кандидатов был на 20% больше, чем в феврале. А в феврале на 10% больше, чем в январе.
"Мы видим, что в целом спрос работодателей и предложения соискателей по профессиональной линии и специализациям совпадают. Проблема состоит в том, что из–за сокращения числа вакансий и роста количества резюме в IT–секторе Петербурга начала расти напряжённость с трудоустройством. То есть уровень конкуренции, чего раньше в IT–сфере не было (за исключением пандемийного 2020 года, но тогда и соискателей было меньше на рынке). Если в начале года на одну вакансию в IT в среднем откликались один–два кандидата, то теперь уже до четырёх, а в некоторых направлениях и более пяти–семи человек (чаще всего это разработка мобильных приложений на iOS)", — описывает ситуацию Мария Бузунова, руководитель пресс–службы hh.ru по СЗФО.