Эксперты сегодня осторожны в прогнозах, но это не мешает говорить о перспективных направлениях для развития малого и среднего бизнеса (МСБ). Отчасти активный рост предпринимательской инициативы аналитики связывают с уходом или приостановкой деятельности крупных иностранных компаний. Появляются дополнительные ниши в различных сферах, но всё будет зависеть от смекалки и своевременно созданного предложения.
Логистика, лёгкая промышленность, общепит, сельское хозяйство, туриндустрия, производство мебели, IT и т.д. — эксперты обозначают немало возможных вариантов. Реальность даёт свои подсказки. Анализ ситуации позволит нащупать потребности и зарождающийся спрос, а готовые решения — обеспечат быстрый старт. Яркие примеры были в первую волну пандемийных ограничений. Тогда появились новые услуги и сервисы: фотосессии по видеосвязи, доставка и обслуживание техники из офиса к "домашнему" рабочему месту, предоставление в аренду небольших кофемашин для сотрудников на "удалёнке", организация корпоративных мероприятий в сети, онлайн-тренировки и т.д.
Как для старта, так и масштабирования бизнеса, сегменту МСБ нужны представители массовых профессий: вести бухгалтерию, отвечать за коммуникацию с клиентами, создавать продукты, заниматься продвижением бренда, обеспечивать безопасность и т.д. Именно поэтому на рынке труда всегда востребованы маркетологи, бухгалтеры, финансовые консультанты, юристы, менеджеры по рекламе, ассистенты, дизайнеры, технологи — список таких специальностей можно продолжать бесконечно. Впрочем, как и искать нужного специалиста.
Предложение и спрос
Если пару месяцев назад речь шла о том, что выбирал соискатель, сегодня "тон беседы" задаёт работодатель. На рынке труда сложилась ситуация, когда многие опытные специалисты находятся в поиске. В основном — из-за ухода зарубежных компаний с российского рынка. Поэтому у предпринимателя сейчас есть шанс заполучить квалифицированного специалиста: в штат, под конкретный проект, для оказания разовых или постоянных услуг в качестве подрядчика.
Есть и другая причина для смены ролей. "Мы видим, что на рынке массовых профессий восстанавливается баланс спроса и предложения. В последние годы из-за последствий демографического кризиса 90-х и пандемийных ограничений наблюдался перекос в сторону соискателя, то есть кандидаты не могли удовлетворить потребность компаний в персонале", — отмечает Артём Кумпель, управляющий директор Авито Работы.
Также эксперт рынка труда указывает на то, что в отдельных сферах отмечается затишье — и компании пережидают ситуацию, и сами кандидаты пока не спешат менять работу. Все это на фоне параллельного перетока сотрудников из закрывающихся бизнесов в другие отрасли. Таким образом, картина спроса тоже скорректируется. "Если говорить о востребованности отдельных специалистов, то мы ожидаем рост спроса на квалифицированные технические кадры — инженеров, конструкторов, технологов, наладчиков, а в АПК, к примеру, на агрохимиков, биотехников, селекционеров, мелиораторов. Кроме квалифицированных специалистов будут востребованы представители массовых профессий для обслуживания и реализации проектов по импортозамещению", — уточняют в Авито.
С другой стороны, люди продолжают "искать себя" — и яркое предложение может оказаться для них более заманчивым, чем условия на нынешнем месте работы. Так, по результатам опроса ВЦИОМ, опубликованным в марте 2022 года, 26% трудоустроенных россиян согласны на карьерные изменения или смену сферы деятельности (в исследовании участвовали 1600 россиян в возрасте от 18 лет). Поэтому, как говорят аналитики, многие не удаляют свои резюме с интернет-площадок по поиску работы и даже регулярно обновляют данные.
Найти лучшие условия
Желание карьерных изменений зачастую связано со стремлением к новому качеству жизни. И привлекательность предложения работодателя с финансовой точки зрения остаётся важным фактором при выборе нового места. "Медианные зарплаты на рынке массовых профессий тоже показали рост — с 45 тыс. до 55 тыс. рублей, — рассказывает Артём Кумпель. — Самые высокие медианные зарплаты предлагают предприятия автомобильного бизнеса — 95 тыс. рублей. На втором месте логистика — 80 тыс., на третьем строительство — 77,5 тыс. Для сравнения: в Москве медианные зарплаты в I квартале составили 62,5 тыс. рублей, а в целом по России — 39 тыс."
Ранее Авито Работа в партнёрстве с финтех-компанией "Деньги Вперёд" запустила сервис частых выплат. В его основе лежит принцип, что каждый сотрудник имеет возможность получать фактически заработанные деньги в удобное для него время, не дожидаясь дня зарплаты или аванса. Возможность получать деньги в любой день повышает количество откликов от 2,5 до 9 раз по некоторым вакансиям, а затраты на наём персонала снижаются на 60%, показало исследование сервиса "Деньги Вперёд".
Но несмотря на преимущества такого инструмента, поиск специалиста может затянуться. Например, неграмотно составленное объявление не пройдёт модерацию. Или просто будет мало откликов. Шансов привлечь внимание именно к своей компании больше, если описание учитывает ряд нюансов.
Выверенный подход
Платформа Авито Работа анализирует поведение миллионов посетителей, и своевременно "подскажет" потенциально интересные вакансии. Даже если у кандидата пока не сформировалось железное намерение найти новую работу, и он просто изучает доступные ему варианты на рынке, — его внимание могут привлечь определённые предложения.
“
По данным B2B Research, более половины работодателей в России (58%) пользуются Авито для поиска сотрудников, а 40% работодателей считают Авито самым удобным сервисом для подбора персонала. Здесь ежемесячно ищут работу 20 млн человек — люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей.
Но мы говорим о специалистах массовых профессий: работодателей на площадке много. Например, скольким фирмам может одновременно требоваться бухгалтер? И сразу несколько компаний может устраивать один и тот же кандидат. Что сделать, чтобы соискатель выбрал вашу? Результативность поиска повысится, если сразу проработать возможность выделить свою вакансию на фоне остальных.
Сделать это можно несколькими способами. Например, использовать специальные опции самой площадки. Так, Авито Работа предлагает предприятиям пройти проверку, по итогам которой её вакансии маркируются значком "Компания проверена". Это означает, что фирма осуществляет деятельность более полугода, не является банкротом, её вакансии не нарушают Трудовой кодекс и правила платформы. соискателю важна репутация компании, он изучает отзывы, советуется со знакомыми прежде, чем откликнуться на предложение. И такая отметка играет в пользу работодателя.
Есть и другие способы сделать вакансию более привлекательной. Вполне очевидно, что "зацепить" внимание можно за счёт конкурентного предложения по зарплате. Хотя этот критерий может и не быть решающим, если потенциального сотрудника действительно заинтересует сама работа. Имеют также значение перспективы карьерного роста, конкретный проект и т.д. Необходимо обозначить в вакансии преимущества компании, её отличительные особенности. Можно сыграть на амбициях соискателя или его тщеславии: рассказать, каким видите идеального кандидата. Стандартную форму можно превратить в максимально эффективный инструмент для поиска сотрудников. Но главное — предложение должно быть понятным: кого ищет компания, чем будет заниматься специалист, на каких условиях.
“
Авито даёт 50%-ную скидку на размещение ряда вакансий . Опция доступна по многим направлениям: офисная работа, производство, недвижимость, творчество, торговля, медицина и многие другие.