На Марсовом поле к 350–летию Петра I построили терема с картинами из жизни самодержца, как в 1872 году (когда отмечали 150–летие). Тогда появление их спровоцировало превращение плаца в место для гуляний.
Проект "30 картин из жизни Петра Великого" представляет собой "реконструкцию выставки 1872 года, воссозданную по архивным гравюрам и эскизам. Как отмечается в акте историко–культурной экспертизы проекта, в тот год по сторонам поля поставили театральные павильоны, в которых с перерывами в 30 минут шли народные гулянья. Между сценами стояли избушки с картинами, изображавшими важные сцены жизни Петра и легенды о нём. Зрители проходили через этот познавательный аттракцион почти непрерывно.
Гулянье, очевидно, имело успех. Во всяком случае после того праздника, в 1873 году, "последовало высочайшее повеление сделать Марсово поле официальным местом проведения всех народных гуляний, включая Пасхальную и Масленичную недели". Потребность в таком месте возникла после того, как прежде свободную площадь перед Адмиралтейством решено было превратить в сад (ныне Александровский).
Можем повторить
Гендиректор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая использовала иллюстрации из альбома празднования 1872 года для своего доклада на заседании оргкомитета по подготовке к новому юбилею Петра. "Альбом попал в сферу внимания А. Б. Миллера, большого знатока биографии Петра Великого, и он высказал идею о возможности повторения "экспозиции под открытым небом" в 2022 году, к 350–летию со дня рождения Петра Великого, предложив автору этих строк возглавить процесс работы", — пишет Кальницкая в научной статье для журнала "Вестник СПбГУ. Искусствоведение".
Для разработки проектной документации привлекли ООО "Студия “Шоу Консалтинг”". На сайте этой компании сообщается, что выставка "станет одним из центральных событий празднования Дня города" и, соответственно, откроется уже 27 мая. Но либо что–то пошло не так, либо просто по идеологическим причинам открытие перенесли на 9 июня (день рождения Петра по новому стилю).
Перед тем как ставить на Марсовом поле строительный забор, пришлось заказывать историко–культурную экспертизу (даже две — вторая, видимо, с уточнениями). После революции характер места успел снова измениться — на мемориальный. Комиссия во главе с Максимом Горьким поддержала предложение группы архитекторов с участием Ивана Фомина захоронить в поле участников уличных боёв за Петроград. В связи с чем сегодня Марсово поле официально охраняется как сад–партер при мемориале борцам революции. Потребовалась экспертиза с выводом, что избушки не нарушат визуального восприятия мемориального комплекса борцам революции.
На сайте госзаказа закупок на проведение выставки обнаружить не удалось, но среди её организаторов значится "Газпром", который, вероятно, всё и оплатил.
С огнетушителями
На этот раз спектакли не предусмотрены. Не обещают также качелей и каруселей, которые в эпоху Александра II строились как продолжение выставки. Посетители, впрочем, смогут погрузиться в виртуальную реальность и увидеть, как здесь выглядело гулянье в XIX веке.
Воспроизведены только сами избушки (разумеется, в отличие от оригинальных они снабжены углекислотными огнетушителями). Однако вместо оригинальной живописи в них теперь либо цифровые репродукции, либо творчество художников — наших современников.
Среди последних, например, "Начало самодержавия" (Илья Зорькин, 2022, холст, масло). "На картине изображен Пётр в окружении патриарха, стрельцов и бояр, склонивших перед царём головы в знак преданности и признания его власти", — рассказывается на сайте проекта. А также "Отвоевание древних русских земель" (Екатерина Долгова, Дмитрий Долгов, 2022, холст, масло). "На картине изображен Пётр верхом на коне, окружённый соратниками, в момент осады и артиллерийского обстрела Нарвы", — поясняют зрителям картины. Впрочем, есть и мирные полотна — например, где царю показывают астролябию.
Без передвижников
Отсутствие оригинальных работ объясняется несколькими причинами. Во–первых, была обнаружена и атрибутирована только часть подлинников, а именно четырнадцать (их, видимо, не без трудов отыскали в запасниках Русского музея). Во–вторых, как выяснилось, картины написаны дешёвыми клеевыми красками. Намотанные на валы, сохранились они плохо. Делалась эта живопись не последними художниками (в основном имеющими опыт в театральной декорации). Характерно, впрочем, что к созданию картин не привлекли никого из передвижников, движение которых тогда как раз набирало силу.
Картины писались со знанием дела, но в спешке и явно не на века. "Приглашённые мастера, по сути, создали своеобразные агитационные плакаты XIX столетия в декоративной манере, без тщательной проработки деталей, рассчитанные на восприятие с большого расстояния", — пишет Кальницкая. Оговариваясь, впрочем, что все вместе, как просветительский проект, они смотрелись.
Новая выставка будет работать 2 месяца (в отличие от тех 4 дней, что проработала первая). Не исключено, что ей тоже будет сопутствовать успех и власти вновь могут задуматься над пересмотром функций Марсова поля.
Например, на Петербургском экономическом форуме в 2012 году инвестором "Плаза лотос груп" была представлена такая задумка: устроить на Марсовом поле амфитеатр. Цель, как писала "Фонтанка", — улучшить среду возле казарм Павловского полка. Издание приводило комментарий вице–губернатора Игоря Метельского, который говорил, что проект делался при участии КГИОП.
Член президиума петербургского ВООПИиК Михаил Мильчик считает, что Марсово поле должно оставаться мемориальным местом и чисто развлекательная функция здесь недопустима. "Марсово поле с тех времён, когда здесь действительно были праздники, ярмарки, катания с горок зимой и прочие прелести, изменилось. Я напомню, что в центре Марсова поля находятся могилы", — сказал "ДП" Мильчик. Любое гулянье связано с весельем, торговлей и прочими вещами, заниматься которыми рядом с Вечным огнём и могилами "немножко странно и на самом деле недопустимо". Впрочем, собственно выставку, если на ней не будет горок и других развлечений, проводить можно. "Я бы её, конечно, там не устраивал, но это уже дело вкуса", — добавил Мильчик.
Отметим, что успех выставки 1872 года был несколько омрачён наблюдениями за культурным багажом пришедших. Кальницкая в своей работе цитирует фельетониста Панютина: "Народные сведения о жизни Петра почти равняются нулю. Все слышали, что был какой–то царь Пётр, немало потрудившийся на пользу родной земли, но когда именно он жил и что такое сделал для народа — об этом почти никто ничего не знал".
Прогресс, несомненно, есть. Сегодня все, наверное, знают, что Пётр I основал Петербург. Но что он ещё сделал для народа, спросить публику было бы интересно.