Сохранение неповторимого облика нашего города — ответственная задача. Долгие годы её помогает решать Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.
"ДП" удалось поговорить с директором Фонда Ильёй Козловым, и узнать, какие архитектурные доминанты были возвращены Северной столице, и что ещё предстоит сделать.
Директор Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге Илья Козлов
Расскажите о проектах Фонда, которые уже были реализованы в Петербурге?
— В 2019 году введена в эксплуатацию церковь Пресвятой Троицы в составе киновии Александро-Невской лавры. В своё время она была сильно разрушена, а территория вокруг неё пришла в запустение: долгие годы рядом находилась автобаза со стоянкой для машин. Поэтому наш проект включал в себя не просто восстановление святыни, но и комплексное благоустройство прилегающих зон. В 2021 году на освящение храма приехал лично патриарх Кирилл.
Другой объект, которым сегодня уже могут любоваться как жители, так и гости нашего города, — церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с грошиками на проспекте Обуховской обороны. Храм, созданный по проекту архитектора Александра Ивановича фон Гогена в 1894–1898 годах в духе московско-ярославского зодчества XVII века, был утрачен в 1933 году. Из всего комплекса сохранилась часовня и икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с грошиками. Образ Богородицы прославился многочисленными исцелениями верующих, которые прикладывались к нему. Сама икона имеет очень интересную историю и является поистине чудотворной. Её возвращение в родные стены, которого ожидает всё православное сообщество, состоится после полного окончания внутренних отделочных работ. Это событие, как и освящение церкви, планируем приурочить к престольному празднику 5 августа.
Среди храмов, которые воссоздаёт Фонд, какие вы можете назвать знаковыми для Петербурга?
— На мой взгляд, все наши объекты являются значимыми доминантами для Северной столицы: и церковь Пресвятой Троицы на Октябрьской набережной, и Скорбященский храм на проспекте Обуховской Обороны. Но всё-таки среди них особое место по праву занимает храм Бориса и Глеба на Синопской набережной, к воссозданию которого мы только планируем приступить. Он был спроектирован во второй половине XIX века архитектором Михаилом Щуруповым. Надо сказать, что вопросы ценности каждого исторического объекта и необходимости его восстановления всегда вызывают бурные дискуссии. Но по Борисоглебской церкви у профессионального сообщества и представителей госструктур было единое мнение — надо возвращать.
Заслуженный архитектор РФ, председатель Совета по церковной архитектуре СПб СА Михаил Мамошин, который принимает непосредственное участие в реализации проекта, считает, что по своей стилистике, масштабу, духу и исполнению таких храмов в Петербурге больше нет. Дело в том, что Михаил Щурупов смог органично объединить в одном объекте каноны русского зодчества, романского стиля и возрожденческих архитектурных традиций. Кроме того, возвращение святыни на берега Невы играет значимую градостроительную роль. Храм замкнёт обе оси Синопской набережной — от улицы Моисеенко и от Лавры и придаст месту его былое великолепие, избавив квартал от промышленного лоска. Это станет важным шагом для развития всего района и прилегающих территорий.
В Фонде сразу несколько проектов связаны с ансамблем Смольного собора…
— Это действительно так. Наиболее нашумевший касается строительства колокольни Смольного монастыря по проекту великого зодчего Бартоломео Растрелли. По инициативе Фонда был создан макет-реплика монастыря с колокольней впечатляющих размеров: площадь основания примерно 3,5 на 3,5 метра, высота самого высокого здания в ансамбле — 1,73 метра. Сейчас он находится в музейном пространстве собора, ранее оценить первоначальный замысел Растрелли можно было только в Академии Художеств, где хранится оригинал макета, выполненный в меньших пропорциях. В конце прошлого года мы также сделали визуализацию колокольни в натуральную величину при помощи дронов, после чего мнения многих противников идеи изменились: они увидели, что проект действительно украсит как площадь Растрелли, так и весь город, а сама колокольня, при небольшом смещении от исторического места не будет перекрывать Смольный собор. Сейчас мы работаем с экспертами, которые могли бы дать профессиональную оценку проекту, его влиянию на облик города. Одновременно готовятся технические расчёты и экономическое обоснование.
Но это не единственный проект Фонда, который должен преобразить Смольный собор и сделать его в буквальном смысле новой точкой притяжения в Северной столице. Долгое время святыне не уделялось должного внимания при составлении туристических маршрутов города. И главная причина в том, что в храме в 1970-е годы прошлого века было полностью утрачено внутреннее убранство. Чтобы привлечь общественный интерес к великому памятнику архитектуры, Фонд уже не первый год ведёт активную научно-изыскательскую работу по восстановлению иконостаса. Кроме того, в наших планах — приспособление чердачной части Смольного собора под современное мультимедийное музейное пространство, где будут представлены наиболее известные ангелы Петербурга, России и мира. В планах также перенести в храм список чудотворной иконы Федоровской Божией Матери.
Для нас важно не просто воссоздавать доминанты с нуля, а делать так, чтобы существующие памятники архитектуры в буквальном смысле обретали вторую жизнь. Они должны сохранять былое величие и при этом органично вписываться в жизнь современного общества.
В каких ещё городах нашей страны можно увидеть ваши проекты?
— По всей России есть огромное количество разрушенных объектов исторического наследия, которые нуждаются в восстановлении, и мы ведём неустанную работу по их выявлению. Фонд уже утвердил для себя программу на ближайшие 5 лет. В неё вошли архитектурные памятники в Оренбуржье, Краснодаре, на Кубани, в Псковской области, на Дальнем Востоке и Сахалине.
Один из масштабных проектов мы сейчас завершаем в городе Свободный Амурской области — это строительство храма мученика цесаревича Алексия. Мы также приняли непосредственное участие в работах по восстановлению храма во имя Святого Благоверного князя Александра Невского в посёлке Апраксин Ленинградской области и церкви иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» в московском посёлке Рублёво.
Сложно ли работать в Петербурге по сравнению с другими регионами России?
— Петербург — особый город с богатым культурным наследием. Здесь, как нигде в мире, сложилось весьма трепетное отношение к восстановлению исторических памятников. Требования очень высокие, ответственность колоссальная, зато наша реставрационная школа — лучшая в своём роде. И объекты, которые были воссозданы по инициативе Фонда, — яркое тому подтверждение. Так, в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с грошиками мастера смогли возродить уникальную технику микромозаики, известную со времён Римской империи и столь ценную в Византии, но со временем утраченную. О многом говорит и то, что Скорбященскую церковь, храм Бориса и Глеба нам доверили воссоздавать с нуля, только по сохранившимся чертежам и фотографиям. Это большая честь. Да, есть сложности с согласованиями, с финансовой стороной вопроса, но когда понимаешь, для чего работаешь, когда видишь восхищённые глаза горожан, то всё оказывается по силам.