Пять из шести проданных в России в этом году автомобилей — подержанные. К концу года это соотношение может достичь 10 или даже 15 к одному. Часть рынка б/у пытаются захватить автодилеры, но получится это не у всех, считают в компаниях.
По итогам 5 месяцев 2022 года в России было продано 1,82 млн подержанных автомобилей, сообщил в ходе форума Used Cars исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. Это на 19,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но рынок новых автомобилей за этот же период упал сильнее — на 53%.
На каждый проданный новый автомобиль в этом году пришлось шесть машин с пробегом, сказал Сергей Удалов. Все последние годы разрыв был не таким значительным. "Это показывает, что рынок новых автомобилей чувствует себя на самом деле очень плохо", — пояснил эксперт.
Подержанные автомобили массового сегмента продаются хуже премиальных — падение по ним составило 20,3% против 13,9% у более дорогих машин. Первая тройка самых продаваемых брендов на б/у рынке: Lada (455 тыс. проданных машин за 5 месяцев), Toyota (198 тыс.) и Hyundai (97 тыс.). 79% проданных машин были старше 7 лет. Средняя цена продажи составила 1,16 млн рублей. При этом "Автостат" подтвердил информацию о том, что на рынке наметилось снижение цен на подержанные машины.
Подержанные автомобили всё чаще приобретают в кредит: 46% всех автокредитов было выдано на покупку машин с пробегом. В 2021 году эта доля составляла 35%. "Если посмотреть по месяцам, то сейчас на автомобили с пробегом выдается в 3 раза больше кредитов, чем на новые автомобили", — отметил Сергей Удалов.
Предложение на рынке растёт, рассказал старший аналитик "Авито авто" Алексей Ткачук. По его словам, количество активных объявлений на "Авито" с февраля по июнь выросло на 38% и достигло 650 тыс. Но до пандемии оно достигало 700 тыс. Новые объявления чаще дают частные продавцы — они увеличили активность на 58%. При этом Алексей Ткачук заметил снижение спроса и увеличение сроков экспозиции объявлений. "Обостряется конкуренция за покупателя", — пояснил он.
"Автостат" также выяснил причины интереса россиян к подержанным автомобилям, опросив 1500 человек, недавно купивших такую машину или планирующих её покупку. 56,4% респондентов ответили, что новые машины стали слишком дороги, а 26,5% пояснили, что хотели приобрести новую, но хватило только на б/у. 62% респондентов купили или собираются купить машину по объявлению в интернете. Для сравнения: год назад эта доля составляла 53%. Покупку в автосалоне или на специализированной площадке предпочитают 19,8% опрошенных. 51% оплачивает покупку наличными, 23% берут потребительский кредит и 20% — автокредит.
Пессимистичный прогноз
Прогноз "Автостата" на 2022 год составляет 4,5-5 млн подержанных машин. Это будет соответствовать падению рынка на 24,4-16,3%. "Я лично сейчас склоняюсь скорее к пессимистичному прогнозу, мы видим, что мы пока туда идём", — подчеркнул Сергей Удалов.
Директор "Автостата" Сергей Целиков обрисовал наиболее негативный сценарий: "До конца года поставок толком не будет. Останется, наверное, одна Granta, два "китайца" и несколько "корейцев". "Волгу" не начнут выпускать, "Москвич", я думаю, тоже ещё не успеют запустить и т.д. Приток импорта будет совсем мизерный. Приток со стороны производства будет 5-10 тыс. в месяц. Соответственно, рынок пробега будет в 10-15 раз больше, чем новых".
"Рвать рынок"
На данный момент, по данным "Автостата", на долю автодилеров приходится 10,1% рынка автомобильного секонд-хенда. Ряд экспертов прогнозируют увеличение этой доли, так как дилерам надо что-то продавать.
"Что касается бизнеса автомобилей с пробегом, мне кажется, что сейчас дилеры начнут рвать этот рынок, — полагает владелец и генеральный директор компаний "Автосеть.РФ" и "Апельсин" Руслан Абдулнасыров. — В ближайшее время мы увидим, конечно же, резкий рост доли официальных дилеров в бизнесе автомобилей с пробегом".
Но в других компаниях высказываются более осторожно. "Отрасль ждут в среднем очень непростые времена, — поделился операционный директор направления "Автомобили с пробегом" компании "Ключавто" Алексей Баринов. — Нового бизнеса на всех не хватит, и отрасль поредеет. Часть компаний не будут заниматься пробегом (автомобилями с пробегом. — Ред.), потому что пробег — история достаточно капиталоёмкая и узкоспециализированная".
Генеральный директор компании VERRA Анна Бояршинова отметила, что продажа подержанных машин даёт дилерам гораздо меньше возможностей зарабатывать на их техобслуживании и, напротив, увеличивает затраты компаний. "Многие ещё даже недооценивают, какой снежный ком будет впереди по "костам". Он будет очень серьёзный", — сказала она.