Комфин Петербурга отчитался о значительном пополнении городской казны в первом полугодии.
Чиновники отрапортовали об увеличении профицита бюджета в первом полугодии 2022 года до 261 млрд рублей. При этом изначально бюджет–2022 был утверждён с дефицитом 81 млрд рублей. Собранные средства являются своеобразной финансовой подушкой, накопленной для второго полугодия, развития событий в котором пока никто не может предсказать.
Всего в городской бюджет в январе–июне поступило 626 млрд рублей, это на 72% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Годовой план по доходам выполнен на 70% (против 56% на 1 июля 2021 года). Впервые в структуре доходной части сборы налога на прибыль опередили НДФЛ. В структуре доходов Петербурга доля налога на прибыль с организаций изначально запланирована в 32%, налога с доходов физлиц — 41%. На текущий момент это 50 и 28% соответственно.
Для сравнения: в Москве план пополнения доходной части бюджета на 1 июля выполнен пока на 53%, из предполагаемых 3,3 трлн поступило 1,8 трлн рублей. Из них налога на прибыль — 58% от плана, 612 млрд.
ФНС РФ с мая текущего года перестала раскрывать статистику по начисленным и собранным налогам. Из неё можно было увидеть разницу между планами и фактически поступившими суммами в разрезе плательщиков налогов — крупного или малого бизнеса.
В целом по итогам 2021 года в петербургский бюджет поступило 255 млрд рублей налога на прибыль, что оказалось на 45% больше результатов 2020 года, в котором, напротив, было зафиксировано падение на 7% (176 млрд против 189 млрд в 2019–м).
Сегодня единственным источником информации остались так называемые оперативные данные Комфина. "Досрочно выполнили план по налогу на прибыль организаций. Поступления за первое полугодие 2022 года почти в 3 раза превысили поступления за первую половину прошлого года", — восторженно написал вице–губернатор Алексей Корабельников. По данным Комфина, в бюджет уже перечислено 318 млрд рублей налога на прибыль, что по состоянию на 1 июля на 13% больше от утверждённого плана на весь 2022 год (изначально запланировано 282 млрд).
В начале июля прошлого года результаты были хуже: Комфин отчитывался о недопоступлении на 30% от годового плана (110 млрд при ожидаемых 159 млрд). Впрочем, уже осенью были проведены корректировки доходной части бюджета, которые увеличили базу до 230 млрд. Таким образом, сегодня чиновники сравнивают текущие успехи в 318 млрд с недособранными год назад 110 млрд. Вместе с тем сравнивать планы некорректно: согласно утверждённому бюджету, в 2022 году планируется получить на 22% больше сборов от налога на прибыль, чем предполагалось в 2021–м. В том числе благодаря перерегистрации в Петербурге "Газпрома" осенью минувшего года. Кроме того, все первоначально утверждённые цифры наверняка будут скорректированы.
По словам Корабельникова, основной прирост приходится на компании нефтегазового сектора. Для них минувший год оказался успешным — за счёт роста стоимости барреля нефти или кубометра газа, а текущий — ещё более успешным (с января 2021 года цена нефти марки Urals выросла в 2 раза, газа — в 2,5 раза).
"Я бы не относилась к данному отчёту как к отчёту о развитии города. Это статистическая информация за полгода, и реально мы сможем оценить финансово–экономические показатели только по итогам года, — считает Анна Затевахина, первый проректор МБИ имени Анатолия Собчака. — На данном этапе можно только отследить степень выполнения плановых показателей и среагировать по отклонениям".
Ближе к осени станет понятно, получится ли городу сохранить позитивную динамику по превышению налоговых сборов от первоначальных планов. Особенность налога на прибыль, например, в том, что по нему идут авансовые платежи. И если бизнес в ближайшее время столкнётся с непредвиденными расходами на фоне сокращения поступлений, то есть с убытками, то поток поступлений в бюджет от налога на прибыль сократится. Эксперты называют и другую причину, почему у чиновников есть повод гордиться резким приростом собираемых поступлений.
"Налог на прибыль в своей налогооблагаемой базе содержит ещё и внереализационные доходы и расходы, а самый лучший из них — курсовые разницы, — говорит Наталия Чепик, директор по аудиту Центра налоговых экспертиз и аудита. — Поэтому когда падает курс иностранной валюты, то со всей суммы кредиторской задолженности растёт прибыль и, соответственно, налог. Подрастёт курс, и с кредиторки бизнес обратно получит убытки. По дебиторской задолженности в валюте, если курс растёт, получаем прибыль, падает — убытки". Официальный курс доллара США, установленный Банком России к 1 июля текущего года, упал относительно 1 февраля на 32%.