Загородный особняк на Карельском перешейке и цветочный магазин в Кронштадте стали предметом спора между наследниками основателя петербургского рыбного порта Михаила Сошника.
Выборгский городской суд Ленинградской области начнёт рассматривать дело по существу 28 июля. Чуть позже присоединится Санкт–Петербургский городской — там жалоба на решение по поводу компании из Кронштадта.
Ключевой документ в этой истории — доверенность Михаила Сошника, выписанная им как гендиректором ООО "РОК № 1 — причалы" (одна из компаний созданной покойным бизнес–группы), на имя Елены Сахартовой. Доверенность датирована 29 сентября 2018 года, Сошник умер спустя 2 месяца.
Всё, что пытается оспорить мать покойного Эсфирь Сошник, совершено Сахартовой на основании этой доверенности: она подарила вдове бизнесмена Ирине Куконеге земельный участок площадью 32 сотки с двухэтажным загородным домом в посёлке Ленинское и продала одному из топ–менеджеров бизнес–группы Эдуарду Зеленеву зарегистрированное в Кронштадте ООО "Грилетта".
Елена Сахартова — генеральный директор и владелица ООО "Торговый морской рыбный порт" (ТМРП). По итогам первого полугодия 2022 года компания перевалила 0,8 млн тонн грузов (в основном контейнерные и генеральные) — почти 4% всего оборота петербургского порта. По данным СПАРК, выручка компании от продаж в 2021 году превысила 1,4 млрд рублей, чистые активы оценены в 286 млн.
Участок в Ленинском Ирина Куконега разделила на два, один продала. Эсфирь Сошник добивается признания доверенности недействительной, отмены всех последующих манипуляций с участком и возврата его в наследственную массу. В этом случае земля будет в равных долях принадлежать ей и вдове.
В сентябре 2021 года Выборгский суд удовлетворил её требования, и с небольшими юридическими оговорками решение вступило в силу. Суд назначил посмертную психолого–психиатрическую экспертизу, которая пришла к выводу, что на момент подписания доверенности Михаил Сошник из–за болезни не отдавал отчёт своим действиям.
Третий кассационный суд акты обеих инстанций отменил и направил дело на новое рассмотрение. Оно начинается 28 июля.
Основной вид деятельности "Грилетты" — управление недвижимостью, однако всё выглядит так, будто это цветочный магазин. Расположен он в Кронштадте на пр. Ленина, 33. По данным СПАРК, выручка компании от продаж за 2021 год составила 540 тыс. рублей, а стоимость активов — и вовсе 11 тыс. В 2015–2017 годах компания поставляла композиции из живых цветов администрации Кронштадтского района. Общая сумма госконтрактов не превысила 1 млн рублей.
Эдуард Зеленев продолжает работать и в петербургском порту — он генеральный директор ООО "Рыбный порт", складирующего грузы, которые переваливает ТМРП. Компания также создана Михаилом Сошником.
В марте 2022 года Василеостровский районный суд признал продажу "Грилетты" Эдуарду Зеленеву незаконной и вернул компанию в наследственную массу покойного со ссылкой на решение Выборгского суда, отменившего доверенность Михаила Сошника. Теперь перспектива и этого решения под вопросом — скорее всего, его вступление в законную силу затянется до завершения повторного процесса в Выборге.
У Третьего кассационного суда вызвала сомнения юридическая конструкция представления интересов матери Михаила Сошника. Она проживает в Израиле с двумя гражданствами, а российских адвокатов нанял брат покойного израильтянин Захар Сошник, которого израильский суд по семейным делам назначил её попечителем. Кассационная инстанция усомнилась, имеет ли попечитель право представлять интересы опекаемого в судебных процессах. Одно дело ходить в магазины за продуктами, заботиться о медицинской помощи и совсем другое — организовывать за пределами страны имущественные споры.
А ещё кассационный суд потребовал изучить медицинские документы, на основании которых Михаилу Сошнику провели посмертную психолого–психиатрическую экспертизу. Именно её результаты позволили сделать выводы о его неспособности давать отчёт своим действиям в период подписания доверенности, с которой всё началось. Представители оппонентов матери покойного уверены: медицинские документы сфальсифицированы.
Если им удастся это доказать, окажется под ударом ещё одно решение Василеостровского суда — в июле 2020 года Эсфирь Сошник успешно оспорила в нём договор дарения квартиры на Васильевском острове площадью почти 300 м2. Этим документом Михаил Сошник подарил квартиру супруге в тот же день, когда выписал доверенность, — 29 сентября 2018 года. Суд и на этот раз руководствовался результатами посмертной экспертизы миллиардера.
Ирина Куконега, Елена Сахартова и Эдуард Зеленев на предложения о комментариях не отреагировали. Представитель Эсфирь Сошник от комментариев воздержался.
Это не единственный спор из–за наследства покойного миллиардера. В мае Ирина Куконега проиграла арбитражный спор основному акционеру АО "РОК–1" (рыбокомбинат в петербургском порту) Александру Старобинскому. Вдова оспаривает продажу бизнесмену акций комбината, и точка в процессе не поставлена: в августе дело рассмотрит кассационный суд.