Вечером 10 августа завершается приём поправок на общественных обсуждениях проекта генплана Петербурга, продлившийся всего неделю. Перед этим собрали предложения чиновников, но даже их удалось учесть не все.
По Градкодексу, в рамках процедуры слушаний рассматривается не только сам проект генерального плана, но также согласования федеральных органов власти и властей соседних регионов. Пакет писем чиновников разных инстанций действительно был приложен к проекту. Некоторые ведомства, такие как Федеральная служба охраны, согласовали проект без замечаний, другие же выдвигали определённые условия.
Декоративные правки
Правительство Ленобласти выдало сводное заключение о согласовании проекта генплана 28 февраля, с учётом "включения в положение о территориальном планировании проекта генплана основных характеристик объекта обработки, утилизации и обезвреживания твёрдых коммунальных отходов СПб ГУП “Завод МПБО–2”, расположенного на Волхонском шоссе, д. 116, в Санкт–Петербурге". По мнению областных властей, в положении должны были быть указаны "мощность обработки (сортировки) 611 тыс. тонн в год в соответствии с письмом губернатора Ленинградской области к губернатору Санкт–Петербурга", а также "характеристики зон с особыми условиями использования территорий в связи с размещением данного объекта — размеры санитарно–защитной зоны".
Смольный пожелание услышал, рассмотрел на своей комиссии — и сделал по–своему. В обнародованном 24 декабря проекте генплана в единой системе территориального планирования про завод МПБО–2 подробно написано в разделе обоснований, а не в положении о терпланировании. Однако обосновывающие материалы ниже по статусу положения, поскольку не являются частью генплана как закона, а рассматриваются на слушаниях как приложения к нему. Они вряд ли могут служить гарантией чего бы то ни было.
Как уже рассказывал "ДП", федеральные ведомства (и областное правительство) в сумме подали к генплану десятки поправок. Большинство из них были так или иначе учтены. Так, по требованию ФСБ была отменена пробивка Военной ул. на участке от Товарного переулка до Атаманской ул. Другие же были отклонены. В рамках нынешней корректировки это касалось в основном инфраструктуры. Например, на схеме развития улично–дорожной сети по–прежнему присутствует развязка на пересечении Кольцевой дороги и перспективной широтной магистрали непрерывного движения (ШМСД). И это при том, что Минтранс указал на то, что она никак не предусмотрена "документами стратегического и отраслевого планирования РФ".
Планов громадьё
Формально гражданам предоставляются такие же возможности повлиять на генплан, как и федеральным ведомствам (на практике результат получается скорее обратный: большинство поправок со стороны отклоняется). В КГА накануне уже отчитались, что общественные слушания вызвали большой интерес. Чиновники насчитали 3,7 тыс. поступивших к ним предложений при 11,4 тыс. посетителях экспозиции (подавляющее большинство, разумеется, сделало всё электронно). То есть каждый третий посетитель обнаружил, что что–то можно изменить к лучшему, и подал свою поправку. Маркетологи назвали бы это хорошей конверсией.
Только в рамках процедуры слушаний проект генплана был обнародован в более–менее полной редакции (а чтобы подать поправку, полезно видеть, какие изменения хотят внести). Были представлены сотни листов подробных графических материалов (почти 8,5 гигабайта документации), а не только обобщённые схемы всего города, на которых расположение объектов порой можно определить лишь с точностью плюс–минус несколько кварталов.
Чтобы помочь сориентироваться в этом объёме знаний, к слушаниям появилась новая пояснительная записка. Наибольшее впечатление в ней, пожалуй, производят обещания в сфере транспортной инфраструктуры. "Проектом на расчётный срок предусмотрено размещение и/или реконструкция 86 станций метрополитена, из них на первую очередь — 28 объектов (три планируемые к строительству станции метрополитена расположены на территории Ленинградской области, одна из которых — на первую очередь)", — говорится в документе.
Поясним, что у нового генплана три этапа реализации — первая очередь (2030 год), расчётный срок (2040–й) и прогнозируемый период (2050 год). Таким образом, в среднем получается строительство или реконструкция трёх станций в год, что весьма оптимистично для нашего метрополитена (даже если под реконструкцией понимать лишь увеличение числа эскалаторов).
Помимо немалого числа станций метро в проекте генплана отражены крупные дорожные проекты. Это и транспортный обход центра города с перенаправлением движения на Западный скоростной диаметр, набережные Обводного канала и правого берега Невы, и магистрали непрерывного движения по набережным Невы, Обводного канала, Приморскому шоссе и Пискарёвскому пр. Сроительство транспортных развязок и развитие системы вылетных магистралей. Сразу целых пять новых переходов через Неву: Большой Смоленский мост в створе Большого Смоленского пр., Арсенальный мост, продолжающий одноимённую улицу, Ново–Адмиралтейский мост между 16–17–й и 18–19–й линиями В.О., Орловский тоннель и переход в составе Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД).
Впрочем, надо понимать, что генплан лишь фиксирует необходимость строительства тех или иных объектов, но не гарантирует выделение под них финансирования.