Жизнь на левом берегу: промзоны Невского района освобождают набережные для людей

Автор фото: Сергей Ермохин

Новое строительство способно менять не только облик локации, но и её имидж. В последние годы девелоперы продолжают активно осваивать западную часть Невского района. "ДП" рассказывает, как и почему это место становится всё более комфортным и привлекательным.

Невский район Петербурга — единственный, расположенный на обоих берегах Невы. Если правобережная его часть застраивалась в основном в советское время домами массовых серий, то облик "левой стороны" формировался ещё с XVIII столетия. В связи с этим кварталы от площади Александра Невского до Рыбацкого получили в итоге структуру довольно неоднородную — есть там и дореволюционная застройка, и сталинки, и немало хрущёвок. Всё это перемежается внушительными по своей площади территориями промзон.

Всё меняется

По словам главного хранителя музея "Невская застава" Евгения Евдокимова, Невский район интересен тем, что сегодня здесь соседствуют и история, и современность. Там можно найти как памятники архитектуры XVIII века, например замечательную церковь "Кулич и пасха", так и произведения промышленной архитектуры XIX века — постройки Невского литейного и механического заводов, и конструктивистские здания первой половины XX века, такие как Щемиловский жилмассив со знаменитым домом-"колбасой".
"Исторически считалось, что Невский район — промышленный. Петербуржцы, видимо, по старой памяти вспоминают историю города, историю предвоенную, послевоенную. Но ещё в советские годы было принято решение постепенно переводить предприятия из города за его пределы. То, что не смогла сделать советская власть при плановой экономике, делает современный бизнес, и постепенно на месте промышленных предприятий возникают новые жилые комплексы", — рассказал Евгений Евдокимов.

Цены растут

"Учитывая ограниченный объём предложения ликвидных лотов на земельном рынке, строительные компании начали активно осваивать бывшие промышленные территории, имеющие привлекательное расположение: близость к центру, обжитые районы, действующая инфраструктура. Все эти характеристики как раз присутствуют у западной части Невского района", — рассказала руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group) Ольга Трошева.
Автор: Сергей Ермохин
По словам эксперта, локация обладает уже сложившейся социальной, коммерческой и транспортной инфраструктурой. Близость к нескольким станциям метро, сады и парки в шаговой доступности. Ввиду активно ведущегося редевелопмента за последние несколько лет выросли и цены на жильё. По данным "Петербургской недвижимости", в 2019 году средняя стоимость "квадрата" там составляла 137,7 тыс. рублей, тогда как в текущем — уже 290,9 тыс.

Точечный редевелопмент

Основная застройка бывших промзон сейчас как раз ведётся в кварталах около станций метро "Ломоносовская" и "Елизаровская". В отличие от так называемого "серого пояса", где девелоперы осуществляют крупные проекты комплексного освоения территорий, локации наподобие левого берега позволяют возводить относительно небольшие объекты в окружении сложившейся инфраструктуры.
И последним проектом, вышедшим здесь в продажу, — стал жилой комплекс Astra Marine, строительство которого недавно начал холдинг Setl Group между проспектом Обуховской Обороны и берегом Невы, недалеко от станции метро "Елизаровская". Ранее на участке располагались корпуса Невского завода. Архитекторы из бюро "А.Лен" предложили оформить жилые дома в современном стиле с лофт-элементами, отсылающими к промышленной истории местности. Комплекс отличают простые геометрические формы и строгие вертикали линий. Облик фасадов создаётся за счёт использования облицовочного кирпича различных оттенков, а также металлических и фиброцементных панелей.
"Сейчас в России производят много качественного кирпича, этот материал стал востребованным. С 90-х годов в жилой застройке доминировала панель, а такого "ручного" качества не хватало. А ведь из кирпича можно создать много декоративных элементов. В декоре домов на проспекте Обуховской Обороны будет одних только типов кладок — восемь, — рассказывает руководитель архитектурного бюро "А.Лен" Сергей Орешкин. — Это то же, что делали наши мастера прошлого, создавая здания промышленной, и не только, архитектуры. Кроме эстетики кирпич — очень долговечный материал. Мы сейчас можем видеть, как прекрасно сохранились дореволюционные заводы".
Помимо эффектной архитектуры ЖК Astra Marine будут отличать удобство и комфорт проживания. В комплексе представлены предложения от студий до просторных четырёхкомнатных вариантов и квартир с террасами. Жителям откроются виды на гладь реки, панораму города и ажурные арки Финляндского железнодорожного моста. На внутренней территории будет сад камней, фонтан и мощёный променад для прогулок, который появится на берегу Невы, как и пирс с качелями и смотровыми биноклями. Кроме того, откроется ещё один детский садик.
"Между фасадом жилого комплекса и Невой нет дороги, и её там не будет. Таких проектов, у которых под окном на набережной не проходит поток машин, — очень мало. Даже элитные комплексы далеко не все могут таким похвастаться", — отметил Сергей Орешкин.

Развитие неизбежно

Немаловажную роль в растущей популярности левобережной части Невского района у девелоперов сыграла и транспортная доступность — помимо метрополитена здесь развит наземный транспорт, который отправляется и в центр, и в южные районы, и на правый берег. На машине можно быстро добраться сразу до двух развязок КАД — по Народной улице или проспекту Обуховской Обороны.
В будущем через Невский район пройдёт и Широтная магистраль скоростного движения, которая свяжет ЗСД с Кольцевой. Также холдинг Setl Group занимается проектированием запланированного ещё в советское время Большого Смоленского моста. Он соединит две части района, пройдя в створе Большой Смоленской улицы и улицы Коллонтай соответственно.
Согласно прогнозам экспертов, территории в окрестностях проспекта Обуховской Обороны будут развиваться и далее — там находятся в прошлом заводские, но при этом сейчас удобно расположенные участки. Это позволяет строить жильё класса "комфорт-плюс". Также ожидается продолжение освоения зоны к западу от берега Невы, в сторону улицы Седова. Там пока расположены обширные промышленные участки, но и их редевелопмент также неизбежен.
По словам директора консалтинговой компании ООО "САБ", архитектора Александра Стругача, режимы таких зон, находящихся в пределах сложившихся участков застройки — вблизи бывших заводских, хозяйственных и складских территорий, — удобны застройщикам для возведения жилья. Эксперт отметил, что, работая с такими территориями, нужно не забывать о сохранении целостности городской ткани и об экологии среды, а также — о современном благоустройстве, включающем зоны отдыха, посадки деревьев, кустарников, новые водоёмы и так далее.