Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
"Северный полюс" планово застрял во льдах
Экспедиции "Северный полюс-41" дан старт: ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" пришвартовалась к кромке льда в акватории Северного Ледовитого океана. Учёные петербургского Арктического и антарктического научно-исследовательского института, прибывшие в высокие широты на этом уникальном судне, приступили к исследовательской работе на льдине, с которой сцепилась ЛСП.
Следующие полгода платформа, построенная в Северной столице, проведёт в дрейфе. Специалисты ААНИИ ожидают, что, влекомая морскими течениями, ЛСП проследует через приполюсный район в Гренландское море, а уже оттуда своим ходом вернётся в Мурманск.
Центральная задача экспедиции — проведение климатических наблюдений. С их помощью исследователи смогут не только лучше понять, как именно меняется климат в высоких широтах, но и улучшить свои прогностические методы. Последнее имеет особое прикладное значение: это поможет обеспечить безопасную навигацию по Северному морскому пути.
Минвосток ставит на развитие
Ведомственная комиссия Минвостокразвития отобрала семнадцать проектов общей инвестиционной ёмкостью более 136 млрд рублей для участия в программе госсубсидирования процентной ставки по кредитам. Семь из них стоимостью более 25 млрд рублей будут реализованы в Арктике, десять — на Дальнем Востоке.
В рамках данного механизма федеральный бюджет возмещает разницу между коммерческой и льготной ставками по кредитам, за счёт которых ведётся строительство промышленных и инфраструктурных объектов в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне. Программа субсидий выполняет важную роль — она удешевляет привлечение заёмных средств, тем самым отчасти компенсируя инвесторам экономические риски, обусловленные высоким порогом вхождения в дальневосточные и арктические проекты.
Больше волонтёров — выше планка
Руководитель движения "Чистая Арктика" Руслан Губайдуллин поделился планами на 2023 год. По его словам, количество участников экологических мероприятий по очистке Заполярья от накопившегося мусора, проходящих под эгидой движения, вырастет до пяти тысяч человек, при этом в планах — уборка более трёх тысяч тонн отходов.
Экологическая инициатива, запущенная в 2021 году, уверенно набирает обороты. По словам Губайдуллина, в 2021 году активисты движения убрали в АЗРФ порядка 1,5 тыс. тонн мусора, а в нынешнем — уже более 2,5 тыс. тонн. При этом в сорока экспедициях "Чистой Арктики", осуществлённых в текущем году, приняли участие 3,5 тыс. человек. Эти факты свидетельствуют о важной тенденции: интерес россиян к непосредственной работе над решением экологических проблем в Заполярье растёт, а вместе с ним укрепляется и сознание собственной ответственности перед природой.
Арктикуголь меняет прописку
Трест "Арктикуголь" вышел из подчинения Минэнерго и стал подведомственной организацией Минвостокразвития. Так решило федеральное правительство, посчитавшее, что структуре, работающей на Шпицбергене, логичнее находиться в составе министерства, напрямую связанного с Заполярьем.
Смена ведомственной принадлежности треста также будет означать и частичную смену профиля. Если до настоящего момента Арктикуголь занимался, как явствует даже из названия, разработкой угольных месторождений на северном архипелаге, то теперь добычная составляющая его деятельности уступит место другим направлениям. Например, туризму, с которым и связывает будущее треста глава Минвостока Алексей Чекунков.
При этом отказаться от угольной добычи на все 100%, скорее всего, не получится. И дело не в гипотетическом нежелании "переходить на новые рельсы", а в особенностях международно-правового статуса Шпицбергена: Арктикуголь может работать там именно потому, что Норвегия, которой принадлежит архипелаг, с 1920-х годов юридически обязана допускать на его территорию иностранные горные компании.
Асфальт для Норильска
К 2023 году в Норильске появится новый завод по производству асфальтобетонной смеси — его строительство предусмотрено соглашением, подписанным между Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и новым резидентом Арктической зоны.
Проект запускается с прицелом на удовлетворение растущих нужд второго по величине заполярного города планеты. Создание местного производства позволит не только в значительной степени "закрыть" спрос на материалы для дорожного покрытия, но и заместить аналогичную продукцию, доставляемую с "материка", тем самым сэкономив немалые средства.
Упомянутый спрос будет расти в ближайшие годы по объективным причинам: в настоящее время в Норильске осуществляется программа масштабной реновации, поддержанная Норникелем. Всего в рамках реновации, реализуемой до 2035 года, в развитие города будет инвестировано порядка 120 млрд рублей, из которых больше половины (81 млрд) приходится на корпоративный бюджет Норникеля.