Рынок печного оборудования в Петербурге стремительно меняется под воздействием внешних обстоятельств. О том, что происходит в этой нише, "ДП" поговорил с директором компании "Печи Горбунова" Александром Горбуновым.
В Петербурге с начала пандемии наблюдается бум загородной недвижимости, затронул ли он как-то ваш бизнес?
— Поменялись спрос и потребительское поведение. Люди по-другому начали принимать решения. Многие пришли к пониманию, что дом за городом — это хорошее место, чтобы спрятаться от информационного шума, и перспективное направление для инвестирования. При этом, как мне кажется, тренд на загородную недвижимость продолжает повышаться.
По нашим оценкам, спрос на печи и камины за это время вырос примерно в 2 раза, обороты — в 2-3 раза. Вообще, стоит сказать, что наплыв покупателей происходит волнообразно, зачастую это зависит от событий в стране. Сейчас многие закупают печи и дымоходы впрок, на случай, если не будет электричества, потом это всё у них лежит в гараже. Такие клиенты долго откладывали покупку, но в итоге решили её сделать под влиянием внешних факторов. Эти тенденции мы раньше не замечали.
Из негативных факторов — нарушение логистических цепочек. Аренда контейнера для доставки товара из Китая выросла в 10 раз, сроки — с 40 дней до 4 месяцев.
Александр Горбунов, директор компании "Печи Горбунова"
Получается, пандемия поломала логистику, но повысила спрос, в целом это хорошо или плохо?
— В любом случае это нарушение баланса, после покупательского бума обязательно последует просадка. Из-за этого закрылись многие магазины, выживают только сильнейшие игроки рынка, которые предлагают полный спектр услуг от проектирования до обслуживания.
С другой стороны, таким образом очищается рынок, остаются компании с более профессиональным подходом. Если не инвестировать прибыль в развитие, то велика вероятность сдуться. Либо ты едешь и жмёшь на газ, либо сбрасываешь скорость, чтобы сократить расходы, но в итоге остаёшься ни с чем.
Наверняка печи требуются и для городского жилья. Например, своими каминами известны знаменитые доходные дома Петербурга. Приходилось ли вам сталкиваться с ними: реконструировать или менять?
— Один из проектов, который мы в настоящий момент ведём, — реконструкция исторического дома на Конюшенной площади, 2. Там уже смонтированы керамические дымоходы, а сейчас в каждую квартиру ставим камины, всего их будет 25.
Изначально заказчик планировал оборудовать открытые модели, но после нашей консультации выбрал современные, со стеклом. Это более безопасный вариант. Также там спроектирована специальная система, которая позволяет сбрасывать избыток тепла за пределы дома, чтобы помещения не перегревались.
Вероятно, спрос на печи зависит от сезона? Повышается накануне зимы?
— Да, конечно, осенью люди приезжают из отпусков, наступает прохладная погода, и все вспоминают о печах. Поэтому свой шоурум мы открыли именно в сентябре, ожидая наплыва посетителей. Однако мобилизация оказала немного смазывающий эффект, поток не такой большой, каким мог быть.
Сильно ли на отрасль повлиял уход иностранных компаний с российского рынка?
— Большинство зарубежных поставщиков ушло, на этом фоне российские производители переформатировались и сейчас разрабатывают аналоги. В изменившихся условиях динамика внутреннего производства сильно растёт, ситуация стимулирует рынок к развитию.
Цены европейских заводов увеличились в 2-3раза с учётом подорожавших энергоресурсов. Европейцы сами сейчас скупают дровяные печи и камины, забыв об экологических нормах. А некоторые производства газового оборудования, наоборот, закрываются, потому что газ дорогой, спроса на продукцию нет, а в Россию её больше не возят.
В Польше многие заводы работали только на нашу страну, потому что их продукция не подходила под европейские нормы, теперь они вынуждены остановиться.
Вы сказали, что из-за внешних факторов рынок очищается от менее профессиональных участников, получается, в вашей нише довольно высокая конкуренция?
— Могу сказать, что рынок печей в Петербурге был перенасыщен, но сейчас всё меняется. Если раньше можно было оперативно обратиться к поставщику и в течение короткого периода привезти товар, то теперь никто не хочет ждать 3-4 месяца, разговор сразу идёт о том, какие позиции в наличии.
В отличие от конкурентов, у нашей компании есть склад с большим ассортиментом товара и шоурум, в котором потребители могут проверить работу печей и каминов. Кроме того, каждый наш сотрудник имеет практический опыт проектирования и монтажа систем отопления. Вообще, команда — наш самый главный актив.
Именно из-за большой конкуренции вы предпочли личный бренд для продвижения?
— Покупатель выбирает не магазин, а людей, которым будет доверять. Наша задача состоит в том, чтобы клиент прошёл путь от идеи до реализации с минимальными издержками. Мы не только продаём оборудование, но и сами его устанавливаем, а также даём гарантию. Поэтому, покупая их, люди доверяют нам свою безопасность.
Камины делают дом теплее, но при халатном отношении могут стать источником пожара. В России случается около 45 тыс. пожаров в год. Проблема заключается в том, что отрасль не регламентирована и по факту продавать и устанавливать оборудование может каждый. Хотя при монтаже нужно учесть целый ряд нюансов: деревянные перекрытия, металлические трубы, правильное прохождение противопожарных узлов, соблюдение норм противопожарной безопасности.
Нам часто приходится переделывать уже установленное оборудование, но исправить ситуацию получается далеко не всегда. В таких случаях люди терпят большой ущерб.
Потребитель хочет быть уверенным в своём выборе, поэтому с большей охотой обращается к конкретному человеку, а не к абстрактной компании.
Насколько покупателю важно после сделки поддерживать отношения с продавцом? Ведь камины — это сложное и, как вы сказали, пожароопасное оборудование.
— К сожалению, потребительской культуры в нашей нише не сформировалось. Многие клиенты не понимают важность технического обслуживания. За состоянием оборудования пристально следят только коммерческие предприятия, поскольку для них это обязательно. Частные клиенты в основном обращаются, только когда оборудование приходит в негодность.
Но, как показывает практика, сначала растёт спрос на продукт, а потом развивается культура его потребления. Сейчас интерес к печам высок, поэтому велика вероятность, что и покупатели поменяют своё отношение.