Ни себе, ни детям: обнуление НДС вряд ли поможет индустрии детских товаров

Автор фото: Беликов Валентин

Обсуждаемое обнуление ставки НДС на товары для детей едва ли приведёт к существенному снижению цен и в целом воспринимается экспертами неоднозначно. У отрасли есть проблемы, которые таким путём не решить.

На рассмотрение в Госдуму внесён проект поправок в статью 164 Налогового кодекса РФ, в котором предлагается ввести нулевую ставку НДС в отношении товаров для детей, производимых и реализуемых на территории РФ. В пояснительной записке уточняется, что с 1 января 2019 года была увеличена ставка НДС с 18 до 20%. Тогда при внесении соответствующего законопроекта предполагался рост поступлений от этого вида налога на 600 млн рублей (такая цифра указывалась в пояснительной записке) и декларировалось направление дополнительных средств на реализацию национальных проектов. Однако теперь говорят, что повышение ставки НДС для увеличения финансирования национальных проектов себя не оправдало.
"Среди всех отраслей промышленности, испытывающих колоссальную нагрузку в текущих условиях, особое внимание заслуживает производство товаров для детей. Необходимо как можно скорее решить проблему роста цен на детские товары. По данным Минпромторга России, объём рынка детских товаров в нашей стране составляет порядка 830 млрд рублей, только 20% из них — это отечественное производство", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Может, перестанут дорожать

Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт–Петербург, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко считает, что, если инициатива будет поддержана и НДС обнулён, теоретически можно ожидать снижения цен на данные товары до 9%, хотя на практике, вероятно, стоит рассчитывать на то, что они снизятся в пределах 5%. Или, скорее всего, на какое–то время просто перестанут расти в номинальном выражении.
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская добавляет, что такая мера может помочь снизить розничную цену товаров, если под нулевую ставку НДС будут попадать импортируемые детские товары, а также материалы и компоненты для производства. При этом есть вероятность, что обнуление НДС не отразится на ценах впрямую и сразу, так как, во–первых, есть запасы готовой продукции и компонентов, приобретённых по другим условиям, а во–вторых, компании могут снизить цены не на всю сумму НДС, сохраняя себе маржу.

Псевдодетское

"При всей кажущейся очевидной востребованности и логичности данной меры здесь есть ряд неочевидных подводных камней. Например, снижение ставки НДС на детские товары, которое уже было ранее, привело к появлению на прилавках ряда товаров, маркированных как детские, но пригодных для потребления и взрослыми. Самый банальный пример — бутилированная питьевая вода. Она облагается по пониженной ставке 10%, продаётся по цене не ниже, а зачастую и выше, чем ординарная, что позволяет производителю фактически получать существенно большую прибыль. При этом никаких специальных ГОСТов на детскую питьевую воду нет. В итоге бюджет несёт необоснованные потери, а оперативно сориентировавшиеся предприниматели получают законные основания и возможность извлекать высокую прибыль", — говорит Дмитрий Десятниченко.
На порог входа в отрасль обнуление НДС также вряд ли повлияет, а на структуру совокупного предложения — может. Эксперт уточняет, что уже через полгода может произойти существенный рост предложения товаров, искусственно относимых производителями к категории "детский". "И здесь не нужно даже пытаться обвинять производителей в нечистоплотности. Они формально ничего не нарушат", — добавил он.

Нет швей

Директор по развитию московской TM детской одежды Choupette Анастасия Василькова считает, что снижение НДС окажет положительное влияние скорее на импортные товары, если на них распространится эта норма, поскольку они станут конкурентоспособнее. Российские производители могут подать заявление о возмещении НДС, но тогда им нужно будет проходить проверки каждый квартал, а вряд ли компании к этому готовы.
"Основная сложность для производителей детской одежды в России — это отсутствие кадров. Средний возраст швей сейчас приближается к 60 годам. Это заставляет российские компании искать производственные площадки в других странах. В следующем году малый и средний бизнес ждёт ещё один удар — введение маркировки на весь ассортимент одежды. Это повлечёт за собой увеличение цены и большие сложности во время переходного периода", — замечает Анастасия Василькова.
В Melon Fashion Group отмечают, что к сложностям, с которыми сталкиваются российские производители детской одежды, можно отнести и длительные сроки получения сертификатов соответствия, а также нестабильную и длительную логистику. А снижение ставки НДС до 0% в перспективе позволит сдержать рост цен на фоне роста себестоимости.

Выручка растёт…

По данным Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), этот рынок в России вырос на 19% и составил 1 трлн рублей. По итогам первого полугодия 2022 года доля российской продукции на нём составила 34,8%. По оценкам Минпромторга, наибольший прирост показал сегмент учебного оборудования (+25% к прошлому году), товары для творчества и спорта (+9%) и детская мебель, говорил директор департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга РФ Дмитрий Колобов.
В Петербурге достаточно много детских брендов, известных в стране. В целом производством игр и игрушек в городе и области занимается 141 компания, для которой это основной вид деятельности, следует из данных "Контур.Фокус". Крупнейший местный производитель — "Нордпласт", который владеет собственным производством площадью 16 тыс. м2 и выпускает более 800 позиций продукции для детей. Выручка компании в 2021 году выросла на 18% и составила 1,2 млрд рублей, говорится в СПАРК. В числе других крупных игроков этого рынка можно отметить производителя игр и игрушек ООО "Биплант" (чья выручка в 2021 году выросла на 36%, до 614 млн), а также компанию "Фабрика игрушек", которая выпускает "пушистый" пластилин, слаймы и "космический" пластичный песок (выручка компании в 2021 году выросла на 42%, до 429,7 млн). В числе известных производителей детской одежды Петербурга — Melon Fashion Group (владеющая брендом Sela), "ДетиЗим", Concept Group (детская марка Acoola), Caimano, Crockid.

…а магазины закрываются

Многие эксперты замечают, что кризис на рынке детских товаров сейчас только усиливается из–за снижения рождаемости и сокращения доходов населения. Розничные сети детских товаров за последние 2 года сильно сократили количество собственных офлайн–точек. В Петербурге, к примеру, закрылись почти все магазины некогда крупной сети "Детки", сейчас работают всего три объекта, а сама компания признана банкротом. Также закрылась крупная федеральная сеть "Дочки–Сыночки".
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group (ex–Knight Frank Russia) Евгения Хакбердиева уточняет, что во втором полугодии 2022 года в сегменте детских товаров идёт ротация, связанная с уходом международных брендов. Вместо Lego теперь работают магазины "Мир кубиков", вместо Reima — Nordy. Из новых российских брендов в Петербурге открылись первые магазины Slava kids в ТЦ "Невский центр" и LOLOCLO в ТЦ "Галерея", из международных — Royal Rabbit в "Мега Дыбенко". Закрываются магазины российского бренда Reike и британского Mothercare. При этом структура арендаторов по ключевым торговым центрам Петербурга остаётся неизменной и магазины детских товаров там занимают 6%.

Переход в онлайн

В последние годы активное развитие интернет–торговли оказало влияние и на рынок детских товаров. Ведущий аналитик Data Insight Андрей Шаповалов отмечает, что динамика роста онлайн–продаж детских товаров, и не только этой категории, существенно выше динамики офлайн–ретейла. В ближайшее время ничто не говорит о смене тренда. Доля онлайн–продаж будет увеличиваться в основном за счёт маркетплейсов.
Категория товаров для детей уверенно чувствует себя в онлайне, подтверждают в пресс–службе Ozon. Быстрее всего за 9 месяцев 2022 года рос спрос на мебель и аксессуары для детской комнаты, детское питание, товары для школы и товары для кормления. Топ самых популярных детских товаров привычно формирует FMCG–категория: продукты питания, напитки, салфетки и подгузники.
"Такой топ самых покупаемых товаров ещё раз подчёркивает, что петербуржцы перенесли базовые закупки детских товаров в онлайн. Мультикатегорийные площадки привлекают пользователей широким ассортиментом. Так, на Ozon ассортимент детских товаров за 9 месяцев вырос в 2,3 раза год к году", — уточнили в компании.
Ольга Сумишевская замечает, что мера обнуления НДС в данной категории в целом вряд ли повлияет на пропорцию спроса между офлайн–магазинами и онлайн–продажами. Последние продолжат активно забирать трафик.
Дмитрий Десятниченко считает, что любые корректировки налоговой системы на самом деле могут приводить к более сложным и значимым последствиям, чем кажется при поверхностном, обывательском взгляде, а популизм может иметь пусть и несколько отсроченный, но негативный финансовый и социально–экономический эффект.
НДС всегда оплачивает потребитель, поэтому обнуление или снижение ставок на социально значимые товары — хорошее послабление для покупателей в сложные времена, особенно когда доходы нестабильные, а многие попали под угрозу сокращений. Детские товары — это то, что потребитель приобретает довольно часто и много, потому что ребёнок растёт и до какого–то периода частота совершения таких покупок очень велика. В России мало производится детских товаров, многое импортируется. Но при этом нужно учитывать, что рынок детских товаров стабилен, ведь чтобы ни происходило, родители будут покупать необходимые товары для своих детей. Власти, вероятно, ожидают, что такая мера не просто подстегнёт производство, а наладит импортозамещение. Изменение структуры отрасли начало происходить ещё до пандемии, а за последние 3 года детские товары в больших объёмах стали продаваться в онлайне. Именно по этой причине начинают закрываться розничные магазины. Кроме того, сейчас поменяется и объём рынка в денежном выражении. Во–первых, потребители будут совершать только самые необходимые покупки. А во–вторых, всё более активно будет развиваться рынок подержанных товаров, так как цикл жизни детской вещи по сравнению со взрослой очень мал с точки зрения её эксплуатации. Родители всё чаще стали покупать б/у вещи, а дальше эта тенденция только усилится.
Елена Пономарёва
генеральный директор "Лаборатории трендов"
НДС по многим категориям детских товаров сейчас составляет 10% вместо 20%, как по другим видам товаров и услуг. Убрать НДС из цены на детские товары — это хорошая мера по сдерживанию инфляции в этой социально значимой категории товаров. Но существенно стимулировать рост производства детских товаров не получится. Объёмы продаж зависят от уровня рождаемости и покупательной способности граждан, а последние годы наблюдается снижение и того и другого.
Артём Тузов
исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс"
Стоит сказать, что в России в части демографии наметилось снижение рождаемости, кроме того, с конца февраля часть молодых людей покинули страну и, как следствие, ближайшие годы рождение детей для многих семей будет отложено. Именно с этим связан кризис детской индустрии. Обнуление ставок НДС на детские товары — очень своевременное решение. Прежде всего оно поможет компаниям–производителям и дистрибьюторам, потому что большинство таких товаров поставляется из–за рубежа. Соответственно, обнуление НДС позволит не допустить последующего роста цен на эти категории.
Марина Петрова
генеральный директор Petrova 5 Consulting