Обсуждаемое обнуление ставки НДС на товары для детей едва ли приведёт к существенному снижению цен и в целом воспринимается экспертами неоднозначно. У отрасли есть проблемы, которые таким путём не решить.
На рассмотрение в Госдуму внесён проект поправок в статью 164 Налогового кодекса РФ, в котором предлагается ввести нулевую ставку НДС в отношении товаров для детей, производимых и реализуемых на территории РФ. В пояснительной записке уточняется, что с 1 января 2019 года была увеличена ставка НДС с 18 до 20%. Тогда при внесении соответствующего законопроекта предполагался рост поступлений от этого вида налога на 600 млн рублей (такая цифра указывалась в пояснительной записке) и декларировалось направление дополнительных средств на реализацию национальных проектов. Однако теперь говорят, что повышение ставки НДС для увеличения финансирования национальных проектов себя не оправдало.
"Среди всех отраслей промышленности, испытывающих колоссальную нагрузку в текущих условиях, особое внимание заслуживает производство товаров для детей. Необходимо как можно скорее решить проблему роста цен на детские товары. По данным Минпромторга России, объём рынка детских товаров в нашей стране составляет порядка 830 млрд рублей, только 20% из них — это отечественное производство", — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Может, перестанут дорожать
Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт–Петербург, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко считает, что, если инициатива будет поддержана и НДС обнулён, теоретически можно ожидать снижения цен на данные товары до 9%, хотя на практике, вероятно, стоит рассчитывать на то, что они снизятся в пределах 5%. Или, скорее всего, на какое–то время просто перестанут расти в номинальном выражении.
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская добавляет, что такая мера может помочь снизить розничную цену товаров, если под нулевую ставку НДС будут попадать импортируемые детские товары, а также материалы и компоненты для производства. При этом есть вероятность, что обнуление НДС не отразится на ценах впрямую и сразу, так как, во–первых, есть запасы готовой продукции и компонентов, приобретённых по другим условиям, а во–вторых, компании могут снизить цены не на всю сумму НДС, сохраняя себе маржу.
Псевдодетское
"При всей кажущейся очевидной востребованности и логичности данной меры здесь есть ряд неочевидных подводных камней. Например, снижение ставки НДС на детские товары, которое уже было ранее, привело к появлению на прилавках ряда товаров, маркированных как детские, но пригодных для потребления и взрослыми. Самый банальный пример — бутилированная питьевая вода. Она облагается по пониженной ставке 10%, продаётся по цене не ниже, а зачастую и выше, чем ординарная, что позволяет производителю фактически получать существенно большую прибыль. При этом никаких специальных ГОСТов на детскую питьевую воду нет. В итоге бюджет несёт необоснованные потери, а оперативно сориентировавшиеся предприниматели получают законные основания и возможность извлекать высокую прибыль", — говорит Дмитрий Десятниченко.
На порог входа в отрасль обнуление НДС также вряд ли повлияет, а на структуру совокупного предложения — может. Эксперт уточняет, что уже через полгода может произойти существенный рост предложения товаров, искусственно относимых производителями к категории "детский". "И здесь не нужно даже пытаться обвинять производителей в нечистоплотности. Они формально ничего не нарушат", — добавил он.
Нет швей
Директор по развитию московской TM детской одежды Choupette Анастасия Василькова считает, что снижение НДС окажет положительное влияние скорее на импортные товары, если на них распространится эта норма, поскольку они станут конкурентоспособнее. Российские производители могут подать заявление о возмещении НДС, но тогда им нужно будет проходить проверки каждый квартал, а вряд ли компании к этому готовы.
"Основная сложность для производителей детской одежды в России — это отсутствие кадров. Средний возраст швей сейчас приближается к 60 годам. Это заставляет российские компании искать производственные площадки в других странах. В следующем году малый и средний бизнес ждёт ещё один удар — введение маркировки на весь ассортимент одежды. Это повлечёт за собой увеличение цены и большие сложности во время переходного периода", — замечает Анастасия Василькова.
В Melon Fashion Group отмечают, что к сложностям, с которыми сталкиваются российские производители детской одежды, можно отнести и длительные сроки получения сертификатов соответствия, а также нестабильную и длительную логистику. А снижение ставки НДС до 0% в перспективе позволит сдержать рост цен на фоне роста себестоимости.