Регуляторы добрались до стриминговых платформ и стримеров, выкладывающих на них свои трансляции прохождения игр и получающих донаты от пользователей.
По данным "Коммерсанта", с идеей отрегулировать эту сферу выступил ГРЧЦ (Главный радиочастотный центр — структура Роскомнадзора). Предложение состоит в том, чтобы определить правовой статус внутриигровой валюты, с помощью которой можно приобретать виртуальные предметы в играх и которая обменивается на реальные деньги. Помимо этого ГРЧЦ хочет определить правовой статус лутбоксов (виртуальных ящиков с набором игровых предметов), донатов (добровольных пожертвований) стримерам и стриминговых сервисов. Игровые платформы и стриминговые сервисы радиочастотный центр призывает объявить организаторами распространения информации (ОРИ).
Только заблокировать
По данным My.Games, в 2021 году объём российского рынка видеоигр достиг 177,4 млрд рублей, увеличившись на 9% во много благодаря стриминговым платформам и стримерам. При этом на днях "Лига безопасного интернета" во главе с Екатериной Мизулиной призвала ограничить работу стриминговых сервисов Twitch и Trovo в России. По её мнению, зачастую эти платформы становятся распространителями рекламы продажи наркотиков.
Как рассказала "ДП" популярная стримерша по игре Dota 2, попросившая об анонимности, текучесть формулировок законодательных нововведений за последний год можно воспринять как очередные шаги для блокировок стриминговых ресурсов Роскомнадзором.
"Например, непонятно, что значит: “объявить стриминговые платформы организаторами распространения информации”. Самая популярная и успешная платформа для трансляций — Twitch, это американская корпорация, принадлежащая Amazon, непонятно, каким образом они собираются её кем–то там объявлять. На ней слишком громадный массив контент–мейкеров, чтобы контролировать всю вещаемую и потребляемую информацию". — Стримерша приходит к выводу, что впереди блокировка ресурсов.
CEO Hornhoo Никита Кораблинов замечает, что в первую очередь стримерам придётся быть поосторожнее со своим мнением на платформах. Статус ОРИ же накладывает на площадку некоторые обязательства по хранению данных (сообщений, записей), которые весьма сложны к исполнению.
Российская индустрия стриминга и без того переживает не лучшие времена из–за ухудшившегося отношения к россиянам в мире. Так, Twitch приостановила монетизацию участникам платформы из России.
Будет предпринимателем
Павел Катков, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, замечает, что таким образом будет решён вопрос с налогообложением стримеров.
"Они станут налогоплательщиками — это раз, и предпринимателями — это два. Я бы не назвал это угрозой, думаю, регулятор смотрит на это как на легализацию растущего рынка с целью повышения налоговых отчислений. Уверен, что это не последний кейс: чем сильнее цифровые рынки будут стремиться выйти из–под пяты регуляторов, тем активнее последние будут стараться их догнать", — заметил он.
"Относительно донатов: спорный вопрос. Какие донатные сервисы использует стример? Donationalerts, принадлежащий РФ, — понимаю, да. Что насчёт Streamlabs, Streamelements? Эти площадки не имеют никакого отношения к РФ — как они собираются регулировать денежные потоки внутри чужих серверов? Это невозможно. На реализацию этого контроля потребуется целая команда специалистов, которые будут выяснять, с какого именно села Вася Иванов получил вчера на стриме “Майнкрафта” донат в 9 рублей, и привлекать его за неуплату налогов к какой–то ответственности", — говорит стримерша.
Кораблинов замечает, что государство изначально признало донат даром и не обложило налогом как минимум потому, что даритель не получает ничего взамен. Однако на данный момент это положение изменилось: зачастую зритель может купить за донат те или иные привилегии на стриме. "Как вариант возможна идентификация дарителей. Ранее могли быть вопросы, лишь если даритель иностранный гражданин и задонатил крупную сумму. Сейчас ситуация изменилась из–за начала СВО", — говорит он.
Тут вам не казино
Павел Катков замечает, что правовое регулирование в отношении лутбоксов вводилось и в других странах, однако не касалось внутриигровой валюты в целом.
"Я не вижу массового регулирования именно игровых денег в мировых правовых системах, однако наблюдаю негативное отношение к лутбоксам как таковым, в основном в контексте их “азартной” содержащей. Так, негативные правоприменительные и законодательные тенденции вплоть до прямых запретов наблюдаются в Голландии, Бельгии, Австралии, в Евросоюзе доклад о необходимости регулирования поддержали 18 стран–участниц, а в Японии эта схема запрещена с 2012 года. Во Франции и Великобритании к этой модели тоже негативное отношение: есть и судебные кейсы (иск к Electronic Arts), и шаги по общественному регулированию — кодекс об информационной продукции, соответствующей возрастным ограничениям, или “Детский кодекс”", — говорит он.
Технический аниматор игры Assassin’s Creed Valhalla, Odyssey, Origins Юрий Усов тоже обращает внимание, что регулирование внутриигровой валюты несколько лет прорабатывается в Европе: "Лутбоксы во многих странах приравнивают или пытаются приравнять к азартным играм. Где–то вводятся штрафы, однако компаниям выгодно платить их и оставлять лутбоксы. В некоторых случаях претензии регуляторов сводятся к тому, что в лутбоксах не пишется вероятность выпадения того или иного предмета. В такой ситуации разработчики начинают писать вероятность".
Катков подчёркивает, что донаты, лутбоксы, покупки — это так или иначе получение денег у потребителя. Необходимо, чтобы это получение было законным и исключало возможность введения в заблуждение. "Сложно понять это, когда услуга не публична, а зарыта в дебрях отношений игроков. Пока это явление не было масштабным, регулятору было не до него. Однако индустрия стремительно растёт, а вместе с ней растёт и проблема", — считает он.