Петербургские компании, строившие завод двигателей для Hyundai, взыскивают около 350 млн рублей с ООО "Хендэ инжиниринг рус", заказчика этого проекта
В сентябре прошлого года в Петербурге с участием губернатора Александра Беглова торжественно открыли завод по производству двигателей для автомобилей Hyundai (ООО "Хендэ Виа Рус", принадлежащее на 100% южнокорейской Hyundai Wia). На мероприятии также огласили поздравление президента Владимира Путина.
Завод стал первым, построенным в Европе компанией Hyundai Wia, и одним из крупнейших промышленных проектов в Северо–Западном регионе, с объёмом инвестиций 15,8 млрд рублей.
Выпуск двигателей начался в октябре 2021–го, поэтому в прошлом году объём производства был относительно небольшим. При этом выручка ООО "Хендэ Виа Рус" в 2021 году составила 3,7 млрд рублей, чистая прибыль — 53,2 млн, говорится в данных "Контур.Фокус".
В 2022–м на заводе планировалось выпустить более 220 тыс. двигателей и начать сборку новой линейки Nu объёмом 2,0 л. Но предприятие находится в простое с весны из–за недостатка комплектующих и перебоев в логистике. Об уходе из России материнская компания Hyundai Motor Company не заявляла.
Однако, как выяснил "ДП", не со всеми компаниями, участвовавшими в реализации этого проекта, расплатились.
В марте и апреле этого года в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступили иски от АО "Строительно–монтажное управление №2 треста 16" (СМУ), одного из старейших строительных предприятий города, и ООО "Стройтехимпорт" (СТИ), занимающегося земляными строительными работами. Ответчиком по обоим спорам указано ООО "Хендэ инжиниринг рус" (ХИР), 100%–ная "дочка" Hyundai Engineering из Южной Кореи. Именно оно, как следует из материалов споров, было заказчиком строительства завода. СМУ требует 185,5 млн рублей, а СТИ — 156,6 млн.
Как рассказали "ДП" в СМУ, контракт на выполнение фундаментных работ был заключён с ХИР в марте 2020 года. За время строительства провели 13 ревизий проекта, изменивших объёмы и виды работ. Такая корректировка привела к удорожанию контракта по сравнению с первоначальной ценой. "Незадолго до подачи иска прошла встреча руководства нашего предприятия с представителем заказчика, и нам сказали, что бюджет превышен и денег нет. Поэтому мы и были вынуждены обратиться в арбитражный суд", — говорят в СМУ.
СТИ и ХИР не ответили на запросы "ДП".
В обоих случаях истцы просили об обеспечительных мерах — аресте денежных средств ответчика в размере цены иска. При этом мотивировочные части их просьб схожи. Во–первых, ХИР является "дочкой" иностранной компании. Во–вторых, Южная Корея, где зарегистрирована материнская компания, присоединилась к санкциям против России. В–третьих, Hyundai, как утверждали истцы со ссылкой на СМИ, объявила об уходе из России и намерении продать завод в Петербурге. Впрочем, эти сообщения СМИ были потом опровергнуты.
В октябре этого года суд тем не менее удовлетворил ходатайство СТИ, а в ноябре — СМУ.
Однако ответчик попытался отменить арест своих средств в рамках спора со СТИ. На процессе ХИР сообщил, что его учредитель, Hyundai Engineering, не принимал решения о прекращении деятельности российской "дочки". Более того, возможность прекращения деятельности ХИР даже не обсуждается.
Ответчик отметил, что его основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий, а вовсе не производство и сборка транспортных средств. Кроме того, обратил внимание ХИР, заголовки сообщений СМИ содержат информацию о рассмотрении Hyundai Motor возможности продажи своего завода в России. Ответчик предположил, что речь идёт о другом заводе — ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", являющемся самостоятельным юрлицом. ХИР и "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" не являются аффилированными или взаимозависимыми компания и ведут разные направления хозяйственной деятельности, заявил на процессе ХИР.
ХИР представил документы о стоимости своих чистых активов на 31 декабря 2021 года — 286 млн рублей. Он является работодателем для 83 человек с зарплатным фондом 9,4 млн рублей (на сентябрь 2022 года). А арест его денег может иметь для предприятия негативные последствия (нарушение хозяйственной деятельности и расчётов с контрагентами), задеть интересы работников и даже привести к полному прекращению его деятельности, резюмирует ХИР.
Впрочем, СТИ возразил. К примеру, он обратил внимание на ухудшение положения ответчика за этот год. В частности, по данным сайта ФНС России, на конец 2021 года штатное расписание ХИР составляло 130 единиц. Таким образом, за этот год ответчик сократил штат сотрудников почти вдвое, чего не было ни в 2020–м, ни в 2019 годах.
В ноябре Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказался отменить обеспечительные меры. "Ответчик не представил доказательств необоснованности доводов истца — не подтвердил отсутствие изменения его финансового положения после февраля 2022 года и не опроверг доводы истца о возможном выводе имущества", — указал арбитраж в своём решении.
"Судебная практика, сформировавшаяся за последний год, свидетельствует, что в отношении иностранной компании или её дочерней организации с высокой долей вероятности будут приняты обеспечительные меры", — говорит Диана Арефьева, адвокат коллегии адвокатов Delcredere.
"Шансов добиться отмены обеспечительных мер довольно мало. При этом одним из самых неудачных доводов является то, что данное конкретное российское юридическое лицо, несмотря на сходство наименования с иностранной компанией, не уходит с нашего рынка, — добавляет Елена Менде, адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака. — Напротив, возможно рассмотреть вариант представления суду экономически обоснованного плана прекращения деятельности, по аналогии с тем, который готовят компании при угрозе своей платёжеспособности. Таким образом можно наглядно показать: компания в состоянии рассчитаться со всеми кредиторами даже с учётом заявленных к ней исков".