По прогнозам аналитиков, в концу 2022 года число постоянных пользователей систем умного дома в России достигнет 1 млн человек. А объём рынка интеллектуальных устройств превысит 4 млрд рублей. В недавнем исследовании клиентской базы aqara.ru говорится, что основным мотивом для приобретения таких продуктов является желание улучшить качество жизни, автоматизировать рутинные операции или обеспечить дополнительную безопасность и контроль. При этом, эксперты отмечают недостаточную осведомлённость аудитории о возможностях систем умного дома. Изменить ситуацию и ускорить развитие рынка позволят демонстрационные форматы в ретейле. И примеры уже есть.
Так, в 2022 году "Марвел-Дистрибуция" начала активно развивать собственную сеть магазинов умных устройств и решений для дома "Всёсмарт". Открыто 16 торговых точек в Москве и Петербурге, в том числе флагманский магазин на Невском проспекте. О том, зачем нужен умный дом и как его продвигать на российском рынке, "ДП" рассказал генеральный директор "Всёсмарт" Александр Буйневич.
Почему для флагманского магазина сети был выбран именно Невский проспект?
— Я не петербуржец, но, когда я приезжаю в Северную столицу, именно Невский проспект становится для меня, как и для многих гостей и жителей города, обязательным пунктом в программе. Поэтому мы хотели не просто открыть магазин там, а сделать так, чтобы он вписался в топологию города, стал знаковым местом. Назвав его "Умным домом на Невском", мы планируем превратить его в средство коммуникации с жителями и гостями Петербурга. Мы хотим, чтобы люди назначили друг другу встречи под вывеской магазина, приходили знакомиться с новыми интеллектуальными решениями для жизни, и чтобы в будущем его местоположение было нанесено на карты как достопримечательность Петербурга.
В Северной столице сейчас работает 5 магазинов "Всёсмарт", планируете ли вы открытие новых точек?
— Да, безусловно, у нас обширные планы. В ближайшее время откроются магазины в "Сити Молле", "Жемчужной Плазе" и "Южном полюсе", после планируем охватить и Ленобласть. Наша цель — присутствовать во всех значимых местах региона. Есть важный момент, который я хотел бы подчеркнуть: мы строим не магазины, а торговые пространства. В "Сити Молле" будет представлена абсолютно новая концепция продаж: динамическая сборка продуктов с фокусом на решения. При этом пространство будет вписываться в концепцию того ТРК, где оно находится. Например, в Подмосковье мы заняли бывшее помещение Lego со множеством детских магазинов вокруг. Поэтому мы позаботились о том, чтобы в ассортименте присутствовали товары, интересные как детям, так и их родителям: умные программируемые конструкторы, светильники с имитацией звёздного неба, колонки с Марусей и Алисой, комплекты видеонаблюдения и много чего ещё. Такой подход вписывается в локацию и использует синергетический эффект.
С учётом того, что множество площадей освободилось, стало ли проще развивать сеть?
— На самом деле, хорошие помещения — большая редкость. По-настоящему привлекательные площади очень быстро находят арендаторов. Множество "ушедших" с рынка брендов продолжают оплачивать аренду в надежде вернуться под другой торговой маркой. Развивать сеть проще не стало, по-прежнему приходится довольно долго подбирать точки и быстро реагировать на предложения, чем мы и занимаемся.
Какой смысл развивать магазины, если основная часть умных устройств продаётся через интернет?
— Это очень хороший вопрос. Действительно, потребителю проще делать покупки через интернет, благо мобильные приложения маркетплейсов установлены сейчас у каждого. Однако есть нюансы. Умные устройства — это ещё не умные решения, это товары со сложными потребительскими свойствами. На наш взгляд, далеко не всегда достаточно просто прочитать или посмотреть обзор, чтобы получить полное представление о том, как всё работает в комплексе. Именно для этого существуют наши квартиротеки — пространства, имитирующие комнаты в обыкновенной квартире, где умные устройства объединены в систему. Помимо этого, мы отмечаем, что в магазины "Всёсмарт" приходит всё больше людей с проектами своих квартир, чтобы мы помогли им разработать и внедрить комплексное решение. Поэтому так важно живое обсуждение, демонстрация, сопоставление вариантов. Это не отменяет того, что мы очень активно развиваем онлайн для максимального комфорта повторных и дополнительных покупок, а также доставки в регионы.
Могут ли ваши специалисты помочь с подготовкой проекта, по которому в дальнейшем потребитель сможет докупать нужную технику?
— Да, конечно. И по стоимости разработка проекта доступна каждому. В ближайших планах предложить свои решения покупателям новостроек на этапе, когда люди выбирают, что и где они будут размещать в квартире. Поэтому мы планируем строить в новых микрорайонах шоурумы, где люди смогут знакомиться с умными решениями для своих планировок. Там будут и готовые проекты, и индивидуальная разработка. Сейчас мы уже находимся в контакте с несколькими застройщиками, чтобы и их квадратный метр стал интереснее.
Какие умные решения сегодня наиболее популярны?
— Самые понятные и очевидные товары — это роботы-пылесосы, управление светом и умные колонки. Для многих колонка с голосовым управлением — это пока только устройство для воспроизведения музыки, аудиокниг или сказок, хотя её основная цель — быть центром экосистемы умного дома. Отмечу: как мы воспринимаем эту колонку, так мы её и используем. История про "Алиса, включи свет" — это самое элементарное применение концепции умного дома, но в тоже время для человека, которому сложно передвигаться, это уже дополнительный фактор комфорта. Например, для тех, у кого есть пожилые родственники или родные с ограниченными возможностями, доступен комплекс решений: установить датчики движения и протечки, дыма, газа, видеокамеры. Это позволит человеку, находящемуся "внутри" умного дома, сделать свою жизнь безопаснее, а родственникам и опекунам обеспечить контроль и обрести спокойствие.
Насколько сейчас умный дом и его системы востребованы?
— Необходимо чётко понимать, что мы подразумеваем под этим понятием. Ведь многие используют эти решения, но не осознают, что у них уже есть умный дом! Например, мы отследили довольно интересную тенденцию: молодые родители ставят вместо радионянь смарт-датчики и камеры над кроваткой — и получают уведомления, когда ребенок проснулся или плачет, прямо на телефон. То есть они используют интеллектуальные решения, но если их спросить, есть ли у вас умный дом, они ответят: "Нет".
Этот пример хорошо показывает, что умный дом, на самом деле, это не датчики и гаджеты, — скорее это про решение задач. У родителей есть цель — здоровый сон малыша, и её можно достичь по-разному: сидеть всё время рядом или довериться умному решению и быть уверенным, что всё под контролем. Эту историю можно развивать, добавляя управление умным светом и климатом, получая при этом дополнительный комфорт, спокойствие, безопасность и свободное время.
Раньше умный дом воспринимался как нечто элитарное и затратное. Насколько ситуация изменилась?
— Это как с мобильными телефонами. Раньше с ними ходили очень состоятельные люди, сейчас они есть практически у каждого, являются товаром первой необходимости. Цены на большинство устройств становятся более доступными. Что важно, не надо сразу тратить много денег: история умного дома бесконечна, можно каждый месяц покупать что-то за 500-1000 рублей — лампочку, выключатель, датчик и так далее. Здесь важна первая точка входа: например, вы получили в подарок колонку с Алисой и можете постепенно добавлять к ней всё новые и новые функции.
Насколько санкции и уход западных брендов мешают развитию этого рынка?
— На самом деле, их влияние не так уж велико. Многие представленные в магазинах "Всёсмарт" производители — это топовые китайские компании, которые готовы работать на российском рынке и предлагать всё более интересные продукты. Наш основной поставщик "Марвел-Дистрибуция" — пионер и визионер в области smart home — задолго до известных событий переориентировал свою работу на партнёров с Востока. С такой поддержкой мы можем развивать сеть и обещать, что каждый желающий сможет построить себе современный умный дом, при этом будучи уверенным в наличии как гарантийной поддержки, так и получении качественного сервиса.
Каковы перспектива развития сегмента?
— Я думаю, что умные решения будут не только набирать популярность, но и всё больше влиять на нашу жизнь. Посмотрите на то, как электросамокаты перешли из ниши развлечений и стали привычным средством передвижения в городе. Концепция smart home, и даже smart life, также будет нас менять. Довольно чувствительный, но показательный пример — инвалидная коляска. Какой бы он ни была, дорогой или дешёвой, она стала способом качественно улучшить условия для человека, который попал в непростую жизненную ситуацию, помогла ему быть полноценным членом общества. Изменило ли это жизнь? Конечно, это революционная перемена. Мы тоже предоставляем решения, которые меняют жизнь, будучи простыми и понятными продуктами вроде кнопочек, датчиков или голосовых команд. И в этом самое главное: технологии должны помогать людям, делать их более свободными и счастливыми.