Сокращение бюджетных расходов на здравоохранение и ограничение туризма дают коммерческим клиникам шанс заработать в следующем году.
По оценкам экспертов, темпы роста рынка частной медицины в Петербурге в 2022 году по сравнению с предыдущим годом замедлились. Однако при этом необходимо учитывать эффект высокой базы: пандемийный 2021–й отметился для многих медицинских центров едва ли не рекордными показателями роста.
Новые векторы
Как рассказал "ДП" Сергей Пониделко, медицинский директор "СМ–Клиники в Санкт–Петербурге", в 2021 году пациенты активно интересовались услугами лабораторной диагностики, лучевой терапии, реанимационными услугами, вызовом специалистов на дом. "Но по мере угасания пандемии востребованность этих услуг уменьшилась в разы. Кроме того, к работе в штатном режиме вернулись городские стационары, что также сказалось на популярности платных хирургических услуг. Так что снижение объёма рынка частных медицинских услуг в Петербурге в 2022 году в первую очередь стало закономерным ответом на окончание пандемии", — подчёркивает специалист.
По его словам, свою роль также сыграли и всем известные события этого года, которые скорректировали правила игры в определённых сферах. Например, в том, что касается поставок медоборудования и расходных материалов. Кроме того, возникли определённые сложности и с рекламным продвижением клиник. В одночасье были заблокированы несколько популярных соцсетей, стал невозможным запуск контекстной рекламы в Google и публикация отзывов на Google–картах.
Наиболее заметные изменения в динамике спроса на медицинские услуги пришлись на март, август и сентябрь. "Исключением стало, пожалуй, только сохранение доли косметологии и пластической хирургии, которая не представлена в системе ОМС. Например, спрос на услуги нашей клиники в направлении пластических операций вырос как минимум на 30% в сравнении с прошлым годом. Кроме того, более востребованными стали услуги дистанционных медицинских консультаций", — рассказывает Сергей Пониделко.
Ольга Шуппо, научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic, добавляет, что после пандемии система здравоохранения сделала заметный разворот в сторону этих профильных направлений. "Реабилитация после ковида стала важным условием выздоровления для многих пациентов. В частности, с ослабленным иммунитетом и хроническими заболеваниями, — поясняет она. — Несмотря на то что формирование реабилитационного звена и превентивного подхода в системе здравоохранения потребует не один год, запрос на эти услуги сформирован и уже сейчас определяет развитие медицинского рынка, как минимум в городах–миллионниках".
По словам Владислава Баранова, председателя совета директоров ГК "Мой медицинский центр", в этой связи активно развивается санаторно–курортный кластер. При этом происходит "омоложение" целевой аудитории — пациентов санаторных комплексов. "Всё больше семей предпочитают этот вид отдыха и лечения, который в течение весьма долгого времени был не так популярен среди жителей нашей страны", — отмечает Баранов.
Кроме того, эксперт убеждён, что окончание пандемии привело к определённому оздоровлению рынка и возвращению его на нормальный уровень взаимодействия с пациентами. "За годы борьбы с коронавирусной инфекцией частные медицинские организации расширили сферу влияния. Показали свои возможности и умение качественно работать не только с точки зрения сервисной составляющей, но и в части оказания высокого уровня медицинской помощи. Именно поэтому сегодня мы видим, что у ведущих игроков рынка, даже после спада пандемии, количество пациентов в целом растёт", — рассказывает Владислав Баранов.
Несчастье поможет
Дальнейшие перспективы эксперты во многом связывают с сокращением расходов на здравоохранение в государственном секторе. В 2023–2025 годах расходы федерального бюджета на финансирование медицинской отрасли в структуре ВВП не превысят 0,9%. Тогда как в 2021 году этот показатель составлял 1,12%, а в 2022–м — 1,05%. Таким образом, существовавшие ещё до начала пандемии проблемы, выражающиеся в низкой оплате труда, дефиците кадров, неэффективной системе управления и пр., усугубятся в ещё большей степени.
Как рассказали эксперты, увеличение финансирования предусмотрено только по двум федеральным проектам: "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" и "Развитие системы оказания первичной медико–санитарной помощи". Однако фактически на здоровье населения эти проекты не могут оказать какого–либо влияния.
В связи с этим генеральный директор холдинга "Доктор рядом" Александр Комов ожидает, что в сегменте амбулаторно–поликлинической помощи произойдёт снижение доступности для населения бесплатной медицинской помощи. "По всей вероятности, это спровоцирует рост обращений за платными услугами. Перспективными здесь выглядят средний ценовой сегмент и сегмент ниже среднего, поскольку уровень доходов и платёжеспособность населения не будут расти", — говорит он.
Северная, культурная, медицинская…
На увеличении потока пациентов в коммерческом секторе также скажется закрытие границ. Но этот фактор в большей степени касается частных клиник, работающих в высоком ценовом сегменте.
“
"Многие пациенты раньше предпочитали проходить лечение за рубежом. Сейчас тренд изменился, и доступность этого вида выездного туризма крайне невысока. Именно поэтому уже сегодня мы видим повышенный спрос на качественную медицинскую помощь и высокий уровень сервиса в российских клиниках. То есть на те две составляющие, которые, безусловно, являются конкурентными преимуществами ряда ведущих частных медицинских центров России", — комментирует Владислав Баранов.
При этом эксперт видит большие перспективы для развития медицинского туризма именно в Петербурге. Уже не первый год Северная столица стабильно входит в топ–5 наиболее востребованных регионов в этом плане.
"Внутрироссийский туризм будет активно развиваться, и Петербург в ближайшем будущем может стать настоящей медицинской столицей России. Ведь здесь эффективно работают как крупные федеральные медицинские учреждения, так и высококлассные частные клиники", — полагает Владислав Баранов.
Александр Комов также отмечает, что из–за ухода с российского рынка ряда иностранных предприятий, традиционно предлагавших хороший соцпакет, сократится число корпоративных клиентов, нуждающихся в программах ДМС и периодических профосмотрах сотрудников. В связи с этим рынок будет требовать принципиально новых продуктов ДМС, которые будут сочетать заботу о сотрудниках и экономию расходов для работодателя.