В следующем году рынок ДМС должен измениться, полагают эксперты. А его развитию может помочь активное сотрудничество страховых компаний и медицинских организаций в разработке новых продуктов.
В России сбор страховых премий по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) в 2022 году может составить 210 млрд рублей, прогнозирует "Эксперт РА". В первую очередь динамика обусловлена ростом цен на медуслуги и товары, отмечается в исследовании Kept (экс-КПМГ), а также сохранением спроса со стороны корпоративных клиентов и увеличения предложений по более бюджетным и технологичным продуктам.
"Тренды, в общем, характерны для проблемной ситуации в экономике. В частности, сохраняется высокая частота обращений в клиники, — считает Татьяна Никифорович, вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона компании "Ренессанс страхование". — Что касается технологий, появился очень интересный тренд — онлайн- и офлайн-приём врача начали объединяться в один сервис. Онлайн-общение с врачом стало привычной практикой ещё в пандемию. Удобство клиенты оценили, телемедицина стала must have во всех программах ДМС. Следующим этапом его развития сейчас становится микст телемедицины и лечения в традиционном формате. Например, программы, где первое обращение поступает к врачу телемедицины, а далее возможен или очный приём, или дистанционная консультация. Для таких программ дисконт может быть до 15% от цены стандартного ДМС".
По данным "Коммерсанта", рост рынка ДМС может оказаться меньшим, нежели предварительные оценки в 10%, данные по итогам трёх кварталов текущего года.
Генеральный директор СК "Капитал-Полис" Алексей Кузнецов, ссылаясь на данные Центробанка, говорит о росте петербургского рынка ДМС за первое полугодие на 8,8% в денежном выражении. Произошло это, по его мнению, главным образом за счёт инфляции.
Однако заместитель директора по медицинскому страхованию филиала САО "РЕСО-Гарантия" в Санкт-Петербурге Юлия Лаврова добавила, что в дополнение к инфляционной составляющей страховщики пересматривали тарифы в целом. "Цены на полисы подросли. Наша компания, к примеру, в Санкт-Петербурге не изменяла цены с 2017 года, и в начале года мы подняли их в среднем не более чем на 15%", — уточнила эксперт.
Среди тенденций петербургского рынка ДМС руководитель Центра ДМС Страхового дома ВСК Людмила Назарова выделяет такую: "Мы столкнулись с тем, что бизнес, ранее не рассматривавший ДМС, всё-таки изыскивал бюджеты и стал страховаться. Касается это в первую очередь компаний со штатом в пределах 70-150 человек".
Среди других бизнесов эксперты на круглом столе "Инфляция берёт своё: удастся ли соблюсти интересы всех участников системы ДМС", организованном "Деловым Петербургом", назвали IT-компании, крупные госкорпорации, предприятия военно-промышленного комплекса, которые могут обеспечить приток новых клиентов рынку ДМС.
Цена как компромисс
Важный для рынка вопрос — поднятие цен на услуги медицинских клиник и центров, который уже неоднократно обсуждался. Так, в филиале САО "РЕСО-Гарантия" в Санкт-Петербурге не заметили большого роста цен на услуги в медицинских учреждениях. По оценке Юлии Лавровой, рост на амбулаторные услуги до 20% — это достаточно разумное повышение тарифов в текущих условиях.
Анастасия Козаева, директор по работе с застрахованными ДМС пациентами сети стоматологий DS, отметила, что стоматологи были вынуждены поднимать цены. "На любом приёме пациента нам приходится тратить материалы. Правда, страховые компании, с которыми мы обсуждали этот вопрос, одобрили нам рост не более 8%", — пояснила Анастасия Козаева и добавила, что при этом оттока пациентов в сети не увидели.
Сергей Скородумов, директор медицинского диагностического центра "Энерго", работающего с ДМС более 10 лет, обратил внимание на парадокс. "Все нормально воспринимают рост цен на что угодно, но только не на медицину. Хочу обратить внимание: мы не поднимали цены на медицинские услуги для страховых компаний ДМС последние 3 года, но в этом году были вынуждены их увеличить в среднем на 25%. Подорожало всё — от бинтов до контраста, используемого для проведения исследований. Также считаем некорректным сравнение тарифов коммерческих и государственных клиник, так как уровень обслуживания в государственных клиниках ниже, чем в частных, у них совершенно другие расходы, гораздо меньшие, чем у нас, поэтому они могут позволить себе демпинговать в ценовой политике", — говорит Сергей Скородумов.
Коммерческий директор медицинского центра "Энерго" Елена Ракова продолжила мысль коллеги. "Цены на услуги для пациентов, которые обращаются к нам на платной основе, в несколько раз выше (в 3 раза и более), чем для страховых компаний. И даже по этому низкому тарифу страховые компании не гарантируют поток пациентов. Несмотря на то что повышение тарифов является вынужденной мерой, не все страховые компании повышение цен с нашей стороны восприняли с пониманием. При этом сами страховщики планово повышают стоимость полисов ДМС каждый год, аргументируя это повышением цен со стороны клиник", — поделилась своим видением ситуации Елена Ракова.
Директор по развитию сети стоматологических клиник DS Юрий Козаев обратил внимание на такой момент. "Почти 90% наших пациентов — это ДМС, и оттока мы не заметили. Но при этом зафиксировали изменение структуры запросов. К примеру, возьмём айтишников. Они хотят не только обслуживание 24/7, но и чтобы приложение страховой компании было интегрировано в клинике. Соответственно, страховые компании выходят на нас, но мы не можем интегрироваться к каждой страховой компании. И, насколько мне известно, подобную услугу айтишникам смогли предоставить в Петербурге только две многопрофильные клиники", — рассказывает Юрий Козаев.
Геометрия интересов
Вообще, как заметили участники круглого стола, существует вечная проблема — треугольник интересов: пациент, лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) и страховая компания. Пациент желает получить услуги только по страховке, доктор объясняет, что это не страховой случай, а страховая компания предлагает пациента лечить, поскольку не желает получить недовольного клиента. И если ситуация, в которой оказался пациент, — это не страховой случай, то что это тогда? Для страховой компании это однозначно дополнительные расходы. Для врачей — дополнительная головная боль в виде дискуссий с пациентом и диспетчером call-центра страховой компании.
"Страховой случай — это острое заболевание. Пациенту бывает сложно объяснить, что такое острое заболевание. Все водители понимают: произошло ДТП, разбили фару, её страховая компания и починит. А пациент, придя в ЛПУ, хочет не только "фару" починить, образно выражаясь, он хочет, чтобы заодно ещё и техосмотр провели, и машинку покрасили", — делится опытом генеральный директор медицинского центра "Гранти-Мед" Надежда Лавренюк.
Алексей Кузнецов видит у этой фигуры четвёртую составляющую — работодатель, который, собственно, принимает решение о приобретении ДМС для персонала компании. "У бизнеса задача — сэкономить, поэтому сначала страховая компания оказывается заложницей этого требования, а затем и ЛПУ — когда уже страховая компания пытается сэкономить. Вот в чём проблема", — резюмировал эксперт. По оценке Алексея Кузнецова, найти идеальное решение сложно, но идти в этом направлении рынку необходимо.
Людмила Назарова обратила внимание на то, что зачастую специалисты работодателя, готовящие технические задания для страховых компаний, не имеют медицинского образования. При этом 70% портфелей ДМС страховых компаний, как показывает практика, основаны на техзаданиях, написанных именно самим работодателем.
И такая ситуация в итоге приводит к тому, что страдает качество документов, которые разрабатывает бизнес. "Бывает, что работодатель меняет определение страхового случая до такой степени, что он просто превращается в профилактику. Это уже не травма или острое заболевание, как предусматривает трактовку страхового случая закон", — отмечает эксперт. По мнению Людмилы Назаровой, необходим диалог с работодателем, поскольку исправление подобных ошибок поможет всем — и самому работодателю, и ЛПУ, и страховым компаниям.
Назад в будущее
Надежда Лавренюк полагает, что в следующем году рынок ДМС откатится назад, в нулевые, и страховым компаниям в этом новом периоде придётся пересматривать свои консервативные взгляды и проводить ревизию своих программ.
"Единственный способ решить проблему и сохранить рынок — это взяться за руки и найти компромисс, — считает Елена Жаворонкова, руководитель управления развития продаж и клиентского сервиса СЗОНКЦ им. Соколова. — Здесь важен баланс между нашим желанием клиницистов реализовать самые замечательные и новейшие медицинские услуги и интересами страховых компаний: получение качественных услуг за рациональную сумму". При этом, добавляет эксперт, важно не перетянуть одеяло на одну сторону — работодателя, пациента, ЛПУ или страховой компании.
По мнению Надежды Лавренюк, сейчас наступил такой период, когда клиники и страховые компании должны стать близкими партнёрами и совместно разработать новые продукты для рынка ДМС на базе запросов пациентов медицинских центров и клиник. При этом, полагает эксперт, необходима чёткая детализация программ ДМС, чтобы работодатель понимал, что конкретно он оплачивает. А кроме того, она предлагает учитывать в программах ДМС и клинические протоколы заболеваний, соблюдение которых для врачей обязательно. Иногда случается, что программы страховых компаний не всегда предусматривают необходимый стандартом набор исследований, даже при остром заболевании.
Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга, считает, что мы оказались заложниками дисбалансов сложившейся системы страхования. Отечественные системы ДМС и ОМС были разработаны на основе немецкой и голландской модели, где есть разделение: пациент либо в системе ДМС, либо в ОМС, но не одновременно в обеих. А в России по умолчанию каждый гражданин является участником системы ОМС. И к этому добавляется возможность страхования по ДМС, причём совмещать оплату из двух источников нельзя. То есть по оплате взносов у нас есть дублирование — и в ДМС, и обязательно в ОМС, а по оплате лечения нужно выбирать ОМС или ДМС.
Изменить эту ситуацию могло бы введение программ ДМС, которые бы дополняли, а не дублировали систему ОМС, так называемое ОМС+ или совмещение ОМС и ДМС. При этом эффективным инструментом может быть ещё и механизм обязательной франшизы в этой объединённой системе.
И кроме того, полагает Александр Солонин, рынку могло бы помочь появление новых цифровых продуктов, в разработке которых могли бы принять участие и медицинские организации, и страховые компании. К примеру, платформа для выбора медорганизаций в системе ДМС с учётом в том числе и конкурентных преимуществ.