Новогодние каникулы не принесли сверхприбылей сфере общественного питания и торговым центрам. Вместо шопинга и посиделок в ресторанах петербуржцы предпочли отправиться на выставки, в театры и кино.
По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), в праздники Петербург посетило более 1 млн туристов, что на 7% больше, чем за тот же период в 2022 году. Несмотря на то что в новогодние каникулы в Петербург приехало столько туристов, заведения общепита и торговые центры всё равно не досчитались посетителей. По сравнению с январём 2022 года трафик снизился. А ведь год назад ещё действовали коронавирусные ограничения — вход в рестораны и бары был возможен только по QR–кодам, что негативно влияло на посещаемость. Казалось бы, с учётом эффекта низкой базы нарастить показатели в нынешнем январе было несложной задачей. Но реальность оказалась суровее.
Средний чек не показатель
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что количество заказов в заведениях общепита Петербурга за неделю праздничных выходных 2023 года было ниже аналогичного периода 2022 года на 10%. При этом средний чек снизился на 6%, а общая выручка в итоге — на 8%.
"Важным фактором, ограничивающим рост рынка общественного питания на протяжении большей части ушедшего года, включая декабрь, а также в начале 2023 года, выступило снижение покупательной способности населения. Это привело к переходу потенциальных потребителей к сберегательной модели поведения, в рамках которой, как правило, сокращаются траты на все продукты и услуги, не входящие в список первой необходимости. Однако при этом в сравнении со среднедневным показателем за 2022 год количество заказов на постновогодней неделе оказалось на 15% выше, средний чек — на 13%, а выручка — на 31%", — говорит эксперт. На это в том числе повлиял фактор сезонности: показатели конца декабря и первых дней года всегда, как правило, выше показателей значительной части других периодов года. Кроме того, на отток посетителей дополнительно могла повлиять эпидемия гриппа — многие петербуржцы, заболевшие накануне Нового года, просто физически не имели возможности ходить по ресторанам или ТРЦ.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев рассказал, что в их заведении посещаемость в праздники была довольно высокой, но всё же ниже на 13%, чем в аналогичный период прошлого года. При этом средний чек вырос на 11%, но это скорее связано с нововведениями в меню. Он отмечает, что туристов приехало меньше, чем годом ранее, вероятно потому, что открылось гораздо больше заграничных направлений, даже несмотря на СВО.
В ресторане Meat_Coin на ул. Рубинштейна отметили, что в их заведении поток гостей в праздники увеличился. Средний чек вырос, но за этим стоит качество продукта, транспортировка и многое другое. "Петербург оказался в числе самых посещаемых туристами городов, многие познакомились с нашей кухней и обещали вернуться вновь на майские праздники", — добавляют в компании.
Сооснователь Pita’S Александр Крылов отметил, что заведения сети показали прирост по выручке. Произошло это в основном за счёт потока внутренних туристов, поскольку Петербург является самой оптимальной и доступной альтернативой европейским городам. Согласно данным АТОР, Петербург оказался третьим (после Москвы и Московской области) в списке самых популярных внутренних туристических направлений на новогодние праздники.
Кино вместо шопинга
Посещаемость торговых центров Петербурга в начале этого года оказалась ниже, чем в аналогичный период 2021 и 2022 годов. Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 торговых площадей) ТЦ Петербурга, по данным Focus Technologies, на первой неделе года снизился на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2022–го и на 9% по отношению к 2021–му. А вот если сравнивать данные с 2020 годом, то падение выглядит совсем уж драматичным — на уровне 31%.
Отставание от уровня 2020 года выше, чем в последнем классическом, с точки зрения поведения потребителей и сезонности, 2019 году (так как в это время ещё не были введены ограничения, а активность потребителей в начале 2020 года была выше, чем в 2019–м)", — замечает Михаил Васильев.
Коммерческий руководитель проекта ТРК "Лето" Дарья Зимина сообщает, что за период с 1 по 8 января 2023 года трафик в комплексе снизился на 19% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. На отрицательную динамику посещаемости повлияла главная тенденция 2022 года — уход крупных международных брендов, многие из которых входили в число якорных арендаторов. Это снизило интерес гостей к шопингу. "Изменение потребительского поведения мы наблюдаем с начала постпандемийного периода — люди стали реже посещать ТРЦ, при этом траты за один визит значительно увеличились", — добавила она.
Зато для кинотеатров новогодние каникулы оказались прибыльными. По посещаемости они смогли вернуться к допандемийным показателям, а сборы в этот период по всей стране составили 4,5 млрд рублей. Более 240 млн рублей из них оставили в кинокассах петербуржцы. Президент сети кинотеатров "КАРО" Ольга Зинякова поделилась с "ДП", что в их сети по Петербургу лидером проката оказался "Чебурашка" с более чем 70% всей кассы. На результат сыграло несколько факторов, из которых главные — образцовый для уровня картины маркетинг, сарафанное радио и бренд Чебурашки, который является любимым для нескольких поколений персонажем. Кроме того, сказалось и отсутствие конкуренции со стороны голливудского кино. Общие результаты кассы в новогодние праздники по Петербургу также воодушевляющие: к прошлому году рост сборов составил 35%, к 2021–му — 67%.