Поток трудовых мигрантов из других стран в Петербург значительно вырос, но так и не смог достигнуть допандемийного уровня. Тем временем некоторые отрасли испытывают серьёзный кадровый дефицит.
Согласно данным комитета по труду и занятости населения Санкт–Петербурга, по предварительным итогам 2022 года количество иностранных трудовых мигрантов в городе составило 348,3 тыс. человек. Это заметно больше 2021 года (320,5 тыс.) и уж тем более 2020–го, когда фиксировался резкий отток (280 тыс.). Но уровень 2019 года, когда в городе работало почти 385 тыс. иностранцев, пока остаётся недосягаемым.
Отрасли, для которых мигранты были постоянным источником рабочей силы, переносят нынешний кадровый дефицит не без проблем.
Заменить некем
По словам Павла Гаврилова, вице–президента блока создания проектов Glorax, рынок труда в строительной отрасли не успел восстановиться после пандемии коронавируса, когда многие трудовые мигранты либо покинули Россию, либо переквалифицировались в курьеров и таксистов. После февральских и сентябрьских событий 2022 года ситуация усугубилась. На сегодняшний день дефицит кадров присутствует, и вряд ли стоит ожидать его сокращения в ближайшее время.
Мигранты продолжают возвращаться на родину — там растёт платёжеспособный спрос на рабочую силу из–за переноса российскими компаниями своих инвестпроектов в страны СНГ.
"Важно понимать, что нехватка специалистов образовалась и по той причине, что традиционно строительная отрасль ориентировалась на использование доступной рабочей силы. Однако времена меняются, появляются новые технологии и сейчас требуется другой подход с акцентом на развитие высоких технологий, способных замещать ручной труд на стройках", — говорит Павел Гаврилов.
"Трудовые мигранты из Узбекистана и Таджикистана являются основой строительной деятельности, по крайней мере в Петербурге и Москве, — рассказал “ДП” предприниматель, занимающийся привлечением мигрантов, Максим Павельев. — Без них строительство невозможно".
Рабочие–россияне не могут заменить мигрантов, уверен он.
"Чтобы стройка работала ритмично, нужны большие бригады. Выходцы из Средней Азии могут собраться в большую бригаду и между собой договориться. Россияне не могут. Наши мастера обычно работают по два–три человека. Это ремонт какой–нибудь квартиры или постройка частного дома. Набрать бригаду даже из 10 россиян почти невозможно", — объясняет Максим Павельев.
Ковидные ограничения давно забыты, продолжает предприниматель, берут всех подряд. Но появились новые сложности.
Во–первых, много альтернативной работы в службах доставки. Во–вторых, строителей активно набирают в Мариуполь, предлагая хорошие зарплаты.
В результате зарплаты строительных рабочих в Петербурге растут.
"Минималка — 2,5 тыс. рублей за 8–часовую смену, — рассказывает предприниматель. — Это оплата для начинающего арматурщика, например. Квалифицированные работают на сделке меньше 100 тыс. в месяц не зарабатывают. Для каменщиков 150 тыс. в месяц — это обычные деньги".
Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина", вспоминает, что отток мигрантов со строительных площадок был наиболее активен в конце февраля прошлого года.
Сейчас же произошло своеобразное привыкание к плохим новостям, наладились каналы обмена и отправки средств семьям живущих в России граждан ближнего зарубежья.
Мигранты продолжают работать, многие возвращаются, приезжают новые.
"Из–за отъезда местных специалистов после объявления частичной мобилизации на рынке недвижимости сложилась парадоксальная ситуация, когда российские профессионалы обосновались в странах бывшего СНГ, а рабочие мигранты закрывают потребности на российских стройках. Поэтому рабочих рук хватает, но по–прежнему остро стоит вопрос недостатка квалифицированных инженерно–технических специалистов", — замечает Ася Левнева.
Столичные нюансы
Сфера общепита в декабре 2022–го и начале января 2023 года была одной из самых недообеспеченных кадрами. Руководитель департамента аналитики "Зарплаты.ру" Юрий Михеев уточняет, что отрасль испытывала существенную нехватку официантов, барменов и поваров. Количество вакансий остаётся стабильно высоким и сейчас. Однако нельзя сказать, что главная причина этого именно в нехватке иностранной рабочей силы.
Управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев отмечает, что доля мигрантов в петербургском общепите сократилась примерно на 30%. Это случилось ещё в пандемию 2020 года, и с тех пор их численность так и не восстановилась. Но нельзя сказать, что отрасль испытывает нехватку именно в неквалифицированных кадрах. Ушедших мигрантов с лихвой заменили отечественные сотрудники, которые в условиях текущей тяжёлой экономической ситуации стремятся заработать. А вот в Москве складывается иная ситуация, так как там доля трудовых мигрантов по–прежнему значительна.
Основатель и владелец The Buddy Cafe Андрей Александров также замечает, что основные проблемы с мигрантами из ближнего зарубежья ресторанный рынок испытывал в пандемию, когда действовали ковидные ограничения. Тогда отрасль столкнулась с серьёзным кадровым голодом, на фоне чего у заведений выросли затраты на фонд оплаты труда. Сейчас же проблема в другом. Специалисты, работавшие ранее в гастрономических заведениях высокого уровня, где упор делался на русскоговорящий персонал с российской пропиской, начали уезжать. Эта ситуация спровоцировала новую волну кадрового дефицита, как следствие — вырос спрос на мигрантов.