Уход западных компаний дал российским продавцам товаров для дома возможность интенсивного развития.
Уход крупных западных компаний в сегменте розничной торговли товарами для дома и DIY с российского рынка (таких как IKEA, H&M Home, Zara Home и др.) неизбежно должен был повлиять на ретейл. Бывшие российские поставщики международных компаний активно стали искать другие каналы сбыта. Кроме того, за прошедший год сегмент пополнился новыми игроками, стремящимися занять освободившуюся нишу.
Управляющий партнёр IPG Russia Иван Починщиков отмечает, что с уходом IKEA потребительский рынок, конечно, потерял востребованный магазин, но говорить в целом о сокращении сферы DIY нельзя. Продолжают работать лидеры: "Леруа Мерлен", "Петрович", "Максидом", "ВсеИнструменты.ру", "Сатурн" и прочие игроки, которые поддерживают высокую конкуренцию. Тем не менее направления и перспективы развития рынка можно назвать противоречивыми.
В 2020–2021 годах пандемия принесла им хорошую выручку: многие решились на ремонт и тогда IKEA не входила даже в десятку магазинов — лидеров спроса. Но вот в 2022–2023 годах о развитии сегмента речь уже не идёт. Пандемийный пик интереса к ремонту завершился, и с учётом падения спроса на жильё магазины испытывают снижение уровня прибыли.
В Nikoliers подсчитали, что магазины сегмента товаров для дома и интерьера сформировали 10% от общего числа всех открытий в петербургских ТЦ в 2022 году. Три точки в Петербурге (в торговых центрах "Питер Радуга", "Жемчужная плаза", "Пик") открыл бренд Candellabra HOME. В ТРЦ "Норд" был открыт первый магазин Familia Home.
Также открылся новый гипермаркет Kari в семейном формате, где отдельное внимание уделено категории товаров Kari Home. На фоне ухода ряда брендов данного профиля интерес к сегменту стали проявлять fashion–ретейлеры. Например, запуск форматов Home анонсировали сети Lime (Lime Home) и "Стокманн" ("Стокманн Home").За 2022 год в категории "товары для дома" в торговых центрах открылось в 6 раз меньше (по площади) магазинов, чем закрылось, выяснили в NF Group.
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева замечает, что замена IKEA есть пока только на городские форматы магазинов. На гипермаркеты реальных претендентов нет.
"Среди тех брендов, которые открывают магазины и расширяются в торговых центрах, можно выделить “Диван.ру” в “Невском центре”, “Диван BOSS” в “Мега Дыбенко” и Cozy Home, которые открыли сразу несколько новых магазинов", — добавляет эксперт.
Представители Candellabra HOME рассказали "ДП", что ситуация на рынке подталкивает их к развитию сети. Интерес покупателей очевиден, судя по выручке первых дней, даже в новых точках. В ближайшее время в разных городах страны появятся ещё 11 магазинов сети.
"Бренд Candellabra HOME вовремя вышел на рынок и именно поэтому быстро растёт. Но причину успеха осознают не все наши партнёры–франчайзи. Если для Москвы и Петербурга вопрос не стоит, с регионами всё иначе. В переговорах часто звучит: “У нас это не пойдёт”. Хотя ответ на самом деле: “У нас никто даже не пробовал”. Здесь важно понимать, что стоимость логистики будет совершенно не такой, как у западных компаний. У нас внутренняя система и отечественное производство. Сейчас, как ни странно, лучшее время для бизнеса. Давно пора занимать первые этажи топовых ТЦ. Второй раз западные бренды не будут освобождать ниши. Хотя и инертность объяснима. Многие привыкли к готовым западным компаниям и технологиям, которые строились десятилетиями. В этих магазинах мы были просто потребителями, не принимая никаких решений", — отмечают в компании.
При этом, по мнению представителей ретейлера, рынок в 2023 году расти не будет. Но произойдёт перераспределение долей между отечественными компаниями, что частично уже случилось.